Жалоба на фас в вышестоящий орган

2. Кроме досудебного обжалования, представитель организации может обратиться в арбитражный суд:


— Обжаловать в арбитражном суде можно не только решение, действия или бездействие органа ФАС, но и ответ на жалобу, поданную в вышестоящий орган ФАС. — Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Статья 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» регламентирует, что «решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение ТРЕХ месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу».

Статья 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ закрепляет, что «Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом».

— Заявление в Арбитражный суд подается в арбитражный суд по месту нахождения территориального УФАС, вынесшего решение. — При подаче заявления в арбитражный суд согласно ст.

199 АПК РФ необходимо соблюсти следующие требования: «Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.(примеч. Автора-письменная форма, должно быть указаны наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; наименование истца, его место нахождения; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца; истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.)

Обжалование решения антимонопольного органа

Вместе с тем, суду потребуются серьезные доказательства по существу, что нарушения со стороны антимонопольного органа действительно имели место. Единой установленной законом формы того, как следует писать заявление на обжалование постановления и/или предписания антимонопольного органа, не существует.

Тем не менее, такую форму заказчику достаточно легко составить, учитывая известность необходимых ее компонентов. Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком.

Составляем заявление

Заявители вправе отправить жалобу как в письменной форме, так и в виде электронного документа.

Жалоба может быть отправлена по почте, через многофункциональный центр, а также с помощью информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций). Обращение на обжалование действия должностных лиц антимонопольной службы может быть подано и на личном приеме.

В документе необходимо указать:

  1. доводы и документы (при наличии), которые обосновывают позицию заявителя.
  2. сведения о подразделении ФАС и документе, который обжалуется;
  3. информацию о заявителе (Ф.И.О., наименование юридического лица, контактный телефон, адрес эл. почты, обратный почтовый адрес);

Жалоба не будет рассматриваться, если текст не поддается прочтению, содержит оскорбления, угрозы. Также претензия может быть направлена по почте, передана в электронной форме при помощи функционала электронной приемной или передана лично.

Порядок обжалования

Порядок судебного обжалования решений, предписаний, действий (бездействия) антимонопольных органов ФАС России, их должностных лиц Согласно статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

При этом решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела.

Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия. Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) антимонопольного органа, а также должностных лиц ФАС России Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа, их должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностных лиц. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается. Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В случае, если в жалобе не указаны имя и фамилия гражданина, направившего жалобу, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается. Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Антимонопольный орган при получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом. В случае, если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (заместитель руководителя) антимонопольного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.

Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в антимонопольный орган. Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение (жалоба), направленная в антимонопольный орган.

Заявители имеют право направить жалобу в письменной форме или в форме электронного документа. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций), а также может быть принята при личном приеме заявителя. Заявитель в письменной жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование антимонопольного органа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) (в случае подачи жалобы от имени физического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на жалобу, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит подпись и дату.

В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии. В жалобе, поступившей в антимонопольный орган в форме электронного документа, заявитель в обязательном порядке указывает наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо свои фамилию, имя, отчество (в случае подачи жалобы от имени физического лица), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Заявитель вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме. При рассмотрении жалобы руководитель антимонопольного органа рассматривает: — документы, представленные заявителем; — материалы объяснения, представленные должностным лицом; — результаты исследований, проверок.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы Граждане имеют право получать информацию по следующим вопросам: — о входящем номере, под которым зарегистрирована в системе делопроизводства жалоба; — о нормативных правовых актах, на основании которых ФАС России исполняет государственную функцию; — о требованиях к заверению документов и сведений; — о месте размещения на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» справочных материалов по вопросам исполнения государственной функции.

Граждане имеют право отозвать жалобу до момента вынесения решения по данной жалобе. Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке На нарушения антимонопольным органом, должностными лицами ФАС России может быть подана жалоба в ФАС России. На нарушения настоящего Регламента должностными лицами территориального органа ФАС России может быть подана жалоба в соответствующий территориальный орган.

Жалоба, с подтверждающими документами направляется получившим ее антимонопольным органом в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации в соответствующий антимонопольный орган с уведомлением заявителя о переадресации жалобы. Срок рассмотрения жалобы Поступившая жалоба рассматривается антимонопольным органом в течение тридцати дней со дня регистрации. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о необходимости проведения проверки по жалобе, запроса дополнительной информации, но не более чем на тридцать дней.

Решение о продлении срока рассмотрения жалобы сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления. Результат досудебного (внесудебного) обжалования Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) должностного лица территориального органа ФАС России принимает руководитель соответствующего территориального органа. Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) территориального органа ФАС России, должностного лица ФАС России принимает руководитель ФАС России.

По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица руководитель антимонопольного органа принимает одно из следующих решений: — признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица соответствующими настоящему Регламенту и отказать в удовлетворении жалобы; — признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица не соответствующими настоящему Регламенту полностью или в части и удовлетворить жалобу полностью или в части. В этом случае ответственным исполнителем по жалобе в целях установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и применения дисциплинарного взыскания, либо принятия решения о других видах ответственности, представляется руководителю антимонопольного органа служебная записка с изложением сути нарушения и указанием должностных лиц, его допустивших, для принятия решения о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

Решение руководителя антимонопольного органа оформляется в письменной форме.

Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты изготовления в полном объеме. Служебная записка с резолюцией руководителя ФАС России направляется в Управление государственной службы ФАС России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме.

Служебная записка с резолюцией руководителя ФАС России направляется в Управление государственной службы ФАС России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме.

Служебная записка с резолюцией руководителя территориального органа ФАС России направляется должностному лицу, ответственному за работу по противодействию коррупции, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме. Действия по исполнению решения руководителя антимонопольного органа должны быть совершены в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе, если в решении не установлен иной срок для их совершения. Обжалование решений территориальных управлений по статье 18.1 Закона о защите конкуренции В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 275-ФЗ) (далее – Закон о защите конкуренции) заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа при превышении установленных пороговых значений.

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа не распространяются на соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, заключенные до вступления в силу Закона № 275-ФЗ (до 5 января 2016). При этом, по мнению ФАС России, внесение изменений в такие соглашения потребует предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии со статьей 27 Закона о защите конкуренции в случае превышения указанных в пункте 8 части 1 данной статьи пороговых значений. Контакты для досудебного обжалования в ФАС России Контакты для досудебного обжалования в территориальные органы можете найти решений, действий (бездействия) единый вне зависимости от места подачи жалобы.

Внесудебное обращение в вышестоящий орган

Оспаривание решения ФАС в вышестоящем органе включает следующие шаги:

  • Принятое решение вступает в силу, и одновременно перестает действовать предписание нижестоящего органа ФАС.
  • Заявление направляется в федеральный орган ФАС по почте или через сайт.
  • Составляется текст заявления и собираются подтверждающие документы.
  • Заявление рассматривается и принимается решение.

В первую очередь необходимо определиться со способом подачи заявления – через почту или посредством отправки электронного документа.Для жалобы по почте нужно отправить заявление с документами заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному на . Для подачи электронного обращения нужно зайти на , нажать вверху кнопку «Написать в ФАС», далее прочесть инструкцию по отправке жалобы и подтверждающих документов и нажать внизу кнопку «Написать письмо».На этой же странице можно проверить статус своего обращения, предварительно зарегистрировавшись и войдя в личный кабинет.В жалобе нужно указать:

  1. данные заявителя;
  2. номер обжалуемого предписания;
  3. подтверждающие факты;
  4. дата и подпись.
  5. суть жалобы;

При описании сути жалобы заявитель излагает, какие правовые нормы были вынесенным предписанием, и указывает требование об отмене предписания с указанием законных оснований.По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган ФАС может:

  1. оставить предписание в силе;
  2. скорректировать предписание;
  3. отменить предписание, как незаконное.

Если прежнее предписание признается незаконным, орган ФАС выносит новое предписание со ссылкой на правовые нормы и описанием юридических последствий для заявителя.Например, если предписание о признании контракта незаконным отменено, то указывается на возобновление действия контракта или о необходимости определения исполнителя госзаказа заново.Оставленное в силе предписание в дальнейшем можно оспорить только через арбитражный суд в течение месяца.Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  1. Санкт-Петербург: .
  2. Регионы: .
  3. Москва: .

Или задайте вопрос юристу на сайте.

Это быстро и бесплатно!Рейтинг автора261

Автор статьиЮристНаписано статей281

(Пока оценок нет)

Загрузка. Отлично 0Похожие вопросы

93

85

63

100Добавить комментарий × 6 = сорок два Популярное228224195+7 (499) 110-33-98Москва и область+7 (812) 407-22-74Санкт-Петербург и область8 (800) 600-36-17Регионы РФОбновления на сайте

4

6

7

7Показать ещеPravo.TeamВаша персональная команда© 2020–2019 – Юридический журналПерепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника Форум: Задать вопрос эксперту Спасибо!В ближайшее время мы опубликуем информацию.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения.По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».

— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Куда обращаться и в какие сроки

Дела об обжаловании решения антимонопольного органа рассматриваются в арбитражном суде.Для определения подведомственности и подсудности подобного рода дел нужно обратиться к ст.

29, 35 АПК. Здесь сказано, что дела о нарушении антимонопольного (закупочного) законодательства рассматриваются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, решение которой обжалуется.Согласно ст. 52 ФЗ-135 «О защите конкуренции», решения антимонопольной службы могут быть обжалованы в течение трех месяцев после их вынесения или выдачи соответствующего предписания для погашения задолженности.Акты антимонопольного органа, которые были приняты решением коллегиального органа антимонопольной службы, можно оспорить в судебном порядке в более сжатые сроки – в течение месяца после их принятия.При наличии уважительных причин указанные сроки для подачи искового заявления в суд подлежат восстановлению.Исполнение предписания ФАС в случае принятия жалобы на нее в суде приостанавливается до дня вступления в законную силу судебного постановления.

Урегулирование споров в досудебном порядке

Жалоба на решение антимонопольной службы по 44-ФЗ подается в письменной форме на основании Приказа ФАС-498 от 24.06.12 года.

Заявление составляется уполномоченным представителем организации на основании документа, удостоверяющего его права. Заверяется печатью компании или ИП и подписью руководителя.

В жалобе указываются следующие данные:

  1. Заявление направляется по почте заказным письмом с уведомлением о получении или регистрируется лично с отметкой о вручении на 2-ой копии. На рассмотрение жалобы законом отводится 30 дней.
  2. Обоснованность предъявляемых требований подтверждается соответствующим пакетом документов, которые прилагаются к протесту.
  3. По тексту: расписываются нарушения комиссии антимонопольной службы со ссылкой на закон. Если до этого ФАС отказывало в рассмотрении жалобы, то в каждом последующем заявлении указываются другие аргументы.
  4. В шапке: кому подается заявление (название органа или имя уполномоченного лица), кто направляет жалобу (инициалы, должность представителя, реквизиты организации).

В течение 3-х дней с момента принятия решения по жалобе заявителю направляют соответствующий ответ в письменном виде.

Принимаем решение

По результатам рассмотрения жалобы проверяющие могут отказать в ее удовлетворении или признать вынесенное решение незаконным полностью или частично.

Ответ направляется заявителю в письменной форме. Заключение коллегиального органа также размещается на сайте ФАС.

В случае если вынесенное решение признается незаконным полностью или частично, для того, чтобы установить факт нарушения законодательства о государственной гражданской службе и применить меры дисциплинарного взыскания, либо принять вердикт об иных видах ответственности, ответственным исполнителем по жалобе руководителю антимонопольного органа предоставляется служебная записка, в которой изложена суть нарушения и указаны должностные лица, его допустившие. Это делается с целью инициировать принятие постановления о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

Ведомственный порядок обжалования: куда подавать жалобу

Первичным рассмотрением вопросов, отнесенных к компетенции ФАС, занимаются ее территориальные управления.

Их акты являются, как правило, предметом оспаривания. В структуре УФАС создана собственная апелляционная инстанция — коллегии по рассмотрению жалоб на вынесенные акты. В апелляционную коллегию заинтересованное лицо вправе подать жалобу на решение ФАС. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ определяет для коллегии возможность пересматривать принятые ранее документы, если они нарушают единообразие в применении антимонопольными органами законодательства.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ определяет для коллегии возможность пересматривать принятые ранее документы, если они нарушают единообразие в применении антимонопольными органами законодательства.

Наиболее успешным ведомственное обжалование будет, если заявитель укажет на несоответствие принятого документа ранее вынесенным актам ФАС по аналогичным спорам.

Обжалование в ведомственном порядке допускается в течение одного месяца с момента вынесения обжалуемого решения и выдачи предписания.

ФАС в СМИ: Внутренняя апелляция ФАС России

В январе 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 октября 2015 г.

№ 275-ФЗ, которым внесены изменения и дополнения в Закон о защите конкуренции и отдельные законодательные акты РФ, т.е. так называемый четвертый антимонопольный пакет. Одним из важнейших нововведений стала процедура обжалования решений и предписаний территориальных управлений в коллегиальный орган ФАС России – внутренняя апелляция.

О том, какова цель появления этой процедуры и соответствует ли введенное обжалование правовой природе института апелляции, рассказывает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергей Анатольевич ПУЗЫРЕВСКИЙ.

Сергей Анатольевич, каким образом в ФАС России организована работа по пересмотру решений территориальных органов?

– В целом процедура пересмотра коллегиальными органами ФАС России решений и предписаний территориальных органов определена ст. 23 Закона о защите конкуренции. В зависимости от специфики рассматриваемых дел образовано 14 составов Апелляционной коллегии.

Они сформированы по сферам деятельности: картели, недобросовестная конкуренция и т.д.

Кроме того, правом пересмотра решений и предписаний территориальных органов наделен Президиум ФАС России. Непосредственное обеспечение работы коллегиальных органов осуществляет Правовое управление ФАС России.

Решение и (или) предписание территориального управления могут быть обжалованы в течение месяца со дня их вынесения.

Пересмотр должен быть осуществлен в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления жалобы в ФАС России. При этом он может быть продлен для получения необходимых документов, но не более чем на 30 дней. Заседания составов Апелляционной коллегии зачастую проходят посредством видеоконференции.

Это сильно экономит время. Все вопросы преимущественно выносятся на Апелляционную коллегию, а Президиум ФАС России пересматривает лишь те дела, которые имеют важное значение для будущей практики. На сегодня Президиум рассмотрел два дела территориальных органов.

Одно из них касалось квалификации в качестве антиконкурентного соглашения регионального органа власти и унитарных предприятий, а второе – вопроса об установлении неопределенного круга потребителей и нарушении правил ценообразования при подключении к газовым сетям (с учетом изменений, внесенных в ст.

10 Закона о защите конкуренции четвертым антимонопольным пакетом).

Статистика С даты вступления в силу четвертого антимонопольного пакета по настоящее время в ФАС России было подано 44 жалобы на решения территориальных органов. Из них рассмотрено 19, возвращено 19 (в связи с нарушением сроков обжалования) и 6 жалоб находится в стадии рассмотрения.

Процент отмены решений территориальных органов составляет примерно 37%. Президиум ФАС России из двух пересмотренных дел одно оставил в силе, а одно отменил.

Оправдывает ли себя избранный законодателем подход, в соответствии с которым единственным основанием для отмены является единообразие в применении норм антимонопольного законодательства? – Думаю, что на этом этапе вполне оправдывает.

Нам важно обеспечить единство практики применения.

Эта задача стратегическая – обеспечить единообразные решения по антимонопольным делам. Предполагается, что если закон один, то практик не может быть четыре, она должна быть тоже одна.

Неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела о нарушении антимонопольного законодательства, недоказанность обстоятельств, которые территориальный орган счел установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение территориальным органом действующих норм также свидетельствуют о нарушении единообразия применения законодательства.

Если решения принимаются, и мы видим, что были процессуальные нарушения, то, конечно, укажем на это.

Мы должны будем объяснить нашим территориальным управлениям, чтобы они приняли меры по более серьезному отношению к процессуальным нормам, но не это является основной задачей Апелляционной коллегии и Президиума ФАС России. Есть другие инстанции, в том числе суд, который может обратить на это внимание. Все сведется к рассмотрению дел по типовому принципу?

– Определенная типизация все равно возникнет. Не бывает так, что если у вас монопольно высокая цена, то в одном случае она рассматривается по одним принципам, а в другом – по другим. Эта типизация будет всегда. У нас есть принципы, заложенные в самом законе.

Первое, с чего мы начинаем при установлении монопольно высокой цены, – анализ сопоставимого рынка. А дальше всегда будут появляться нюансы. Они имеются в каждом деле, где-то одни составляющие, где-то другие, но основной принцип одинаков. В ряде публикаций применительно к процедуре пересмотра используется термин «внутренняя апелляция».
В ряде публикаций применительно к процедуре пересмотра используется термин «внутренняя апелляция». Между тем под апелляционным пересмотром традиционно считается пересмотр не вступивших в законную силу актов.

А коллегиальные органы ФАС России пересматривают вступившие в силу решения и предписания.

Также Закон о защите конкуренции не наделяет коллегиальные органы ФАС России правом приостановить обжалуемое решение. Возможно, было бы правильнее ввести не «усеченную» процедуру внесудебного обжалования, а полноценную, как, например, в НК РФ? – Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязательная процедура досудебного обжалования решений инспекций в вышестоящие налоговые органы.

Отличие процедуры, предусмотренной Законом о защите конкуренции, в том, что решение или предписание территориального органа может быть обжаловано альтернативно как в суд, так и в центральный аппарат ФАС России. По статистике, за 2015 г. территориальными антимонопольными органами было вынесено 7416 решений, 1559 из них обжаловано в судах.

Процент отмененных решений относительно мал.

Это свидетельствует, в том числе о достаточно высоком уровне единообразия практики применения Закона о защите конкуренции. Пересмотра таких решений в административном порядке на обязательных условиях просто не требуется.

И все же можно ли назвать апелляцией введенный институт обжалования?

– Да, это апелляция. Проблема вот в чем. Вы обжаловали решение, и у нас нет прямого указания, приостанавливается предписание или нет. Здесь действительно есть небольшой пробел.

Думаю, что предписание надо исполнять.

При этом всегда сохраняется второй путь – обжалование ответчиком решения и предписания территориального антимонопольного органа в суд.

В суде исполнение предписания всегда приостанавливается. Это прямая норма закона. Поэтому формально, конечно, пока стадии обжалования не завершатся, лицо понимает, что всегда можно обратиться в суд и приостановить исполнение предписания. С точки зрения правового применения обжалование все-таки является апелляцией.

Процессуально лицо имеет возможность прекратить дальнейшее исполнение решений на любой стадии административного обжалования путем простого обращения в суд, это право у него сохраняется. Повторю, что решение в административном порядке может быть обжаловано в течение одного месяца.

Многие опаздывают на два дня, потом не могут воспользоваться этой административной процедурой.

Здесь есть отличие от налоговой апелляции.

Налоговым кодексом РФ закреплено право восстановления пропущенного срока обжалования по уважительной причине.

– В антимонопольном законодательстве такое право не предусмотрено.

На этапе разработки законопроекта по этому поводу была целая дискуссия, и первоначально в нашем варианте предусматривалось, что ФАС России при наличии уважительных причин вправе пропущенный срок подачи жалобы восстановить. Но отдельные представители бизнеса посчитали это затягиванием процедуры. Поэтому на сегодня есть жесткая императивная норма, исключающая возможность восстановления пропущенного срока.

И если лицо, не согласное с решением территориального антимонопольного органа, пропустило месячный срок административного обжалования, то единственный способ оспорить такое решение – обратиться в арбитражный суд. Считаете ли Вы, что институт апелляции для ФАС России – это дополнительные полномочия и обуза?

– В целом это вряд ли можно назвать наделением дополнительными полномочиями. Весь объем работы по пересмотру решений наших территориальных органов мы выполняем внутренними силами, как говориться, «в пределах штатной численности».

Но благодаря этой работе мы значительно разгружаем суды. Считаете ли Вы обоснованным предложение об установлении обязательного досудебного порядка обжалования решений и предписаний территориальных органов, как это сделано, например, применительно к обжалованию актов об определении кадастровой стоимости, актов налоговых органов и др.?

Ведь действующий порядок обжалования в ФАС России не является обязательным, и заинтересованные лица могут сразу обращаться в суд. – Считаю, это преждевременно.

Можно ли в рамках апелляции обжаловать решение (предписание) в части? – Да, можно. Обжалование решения (предписания) в части Законом о защите конкуренции не запрещено.

Это означает, что нужна дальнейшая работа над нормой закона, но, думаю, все можно решить и правоприменением. Пожалуйста, обжалуйте в части, если вы с чем-то согласны в решении.

Например, оно состоит из двух пунктов. Первое – прекратить производство в связи с отсутствием правонарушений, и если вы с этим согласны, то не будете это обжаловать. Второе – признать нарушения в таких-то действиях, эту часть вы будете обжаловать. Не вижу препятствий. Обжалуй только то, что считаешь неправильным.

Не вижу препятствий. Обжалуй только то, что считаешь неправильным. По результатам рассмотрения жалобы коллегиальные органы ФАС России вправе оставить жалобу без удовлетворения, отменить решение (предписание) территориального органа и изменить это решение.

Между тем НК РФ наделяет вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения жалобы более широкими полномочиями. Часть 3 ст. 140 НК РФ дает ему право оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа ненормативного характера, отменить решение налогового органа полностью или в части, отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение, признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу. Принципиально ли это? – Не принципиально.

Может ли решение коллегиального органа ухудшить положение лица, подавшего жалобу?

– В Законе этот вопрос остался открытым. На этапе обсуждения законопроекта такая норма была, но впоследствии от нее отказались. Можно констатировать, что запрета на принятие такого решения Закон не содержит.

Нужно иметь в виду, что если решение территориального антимонопольного органа обжаловано одновременно и заявителем и ответчиком, а Апелляционная коллегия или Президиум ФАС России по результатам пересмотра изменит принятое решение, то очевидно, что такое изменение может ухудшить положение либо одной, либо другой стороны. Законодательный запрет на ухудшение положения лица, подавшего жалобу, привел бы к невозможности принятия коллегиальным органом решения в данном случае. Какое решение должно быть принято, если одновременно подана жалоба в коллегиальный орган и в арбитражный суд?

– Когда эту норму обсуждали, было положение, которое звучало так: при подаче жалобы в суд апелляционная коллегия или коллегиальный орган ФАС России прекращает рассмотрение жалобы. Эту норму убрали. Зачем? На первый взгляд хорошая норма.

– Отличная. Но я, будучи юристом, завтра сделаю вам конструкцию, при которой любое решение коллегиального органа будет невозможно принять.

Вы понимаете, что завтра будет рассмотрение по жалобе на решение территориального антимонопольного органа, на котором может быть принято решение об отмене решения о прекращении производства по антимонопольному делу в связи с отсутствием правонарушения? Вы говорите: остановитесь, всё, я в суд обратился.

И таким образом будет заблокировано принятие ФАС России принятие решения по делу.

Но это неправильно. А как правильно? – Правильно, на мой взгляд, решено в принятом Законе.

Антимонопольный орган примет по жалобе решение, и оно может быть учтено судом. Если Федеральная антимонопольная служба отменила решение территориального органа, то не будет оснований для его судебной отмены.

Арбитражный суд просто прекратит производство по делу. Кстати, при подготовке Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 обсуждалась сходная ситуация.

Когда один и тот же вопрос может рассматриваться судом и антимонопольным органом. В итоге Пленум ВАС РФ указал, что арбитражный суд вправе отложить рассмотрение до решения антимонопольного органа, чтобы учесть его в своем решении. Иными словами, суд тоже может рассмотрение отложить?

– Конечно, у него есть такая возможность. Дождитесь решения. Не хотите – не дожидайтесь, принимайте решение. Тогда антимонопольный орган будет понимать, что есть судебное решение.

Он не может его игнорировать, судебное решение обязательно для всех государственных органов. Может ли быть продлен срок исполнения предписания при принятии жалобы к производству? – Поскольку в Законе нет специальных норм по этому поводу, то продление срока исполнения предписания осуществляется в обычном порядке.

Если лицо ходатайствует о продлении срока, то комиссия территориального антимонопольного органа рассматривает такое ходатайство и при положительном решении может продлить срок исполнения предписания. А может не продлить, если основания отсутствуют.

Процессуальное право такое есть.

Все должно быть объективно.

Возможные сроки подачи протеста

На основании ч.

4 ст. 198 АПК РФ, иск в суд должен быть направлен на протяжении 3-х месяцев после того, как заинтересованное лицо узнало о нарушении его прав, предусмотренных законом. Сроки на обжалование решений ФАС начинают свой отсчет с даты получения от антимонопольного органа акта, подлежащего обжалованию.

На заметку! Уполномоченный орган подготавливает свои решения незамедлительно и направляет их заинтересованным лицам.

В какой антимонопольный орган следует обращаться?

Процедура проверки действий антимонопольного органа будет инициирована вышестоящим органом только в том случае, если от потерпевшей стороны поступит соответствующее заявление. Жалобу следует направить в вышестоящий орган ФАС или же коллегиальный орган, также осуществляющий пересмотр решений нижестоящих антимонопольных органов в апелляционном порядке.

Чтобы выбрать вышестоящий антимонопольный орган, можно перейти на официальный сайт https://fas.gov.ru/units, где представлена полная структура организации по регионам РФ. Как мы указали выше, заявление должно быть представлено в письменной форме.