Возмещение вреда при дтп собственником транспортного средства

Учетом износа


в новой редакции, закреплено, что страховщик не будет выдавать наличных средств на восстановление авто потерпевшему, а направит на ремонтные работы. Их стоимость устанавливается исходя из степени износа поврежденных компонентов автомобиля и не может превышать 400 тыс. руб. Причем, чем старше автомобиль, тем меньше страховщик выделит средств на ремонт ().Но реально отремонтировать поврежденные детали за эти деньги невозможно, пострадавшему приходится оплачивать новые агрегаты из собственных средств. Поэтому взыскание ущерба целесообразно рассчитывать от разницы между суммой фактически затраченных владельцем денежных средств и выделенных страховой компанией.Пострадавший собственник имеет право в судебном порядке взыскать сумму переплаты.

Для этого потребуются справки от страховщика о выделении средств на ремонт и бригадира сервисного центра о действительной стоимости полного восстановления авто.().

Когда имеет место солидарная ответственность

Если разбираться в вопросе более конкретно, то солидарная ответственность при дорожной аварии может возникнуть в следующих случаях:

  • Управление авто в момент ДТП водителем, не являющимся владельцем транспортного средства по документам. В этом случае имеет место солидарная ответственность при ДТП собственника и водителя.
  • Авария с несколькими авто. В подобных ситуациях виновными нередко признаются сразу несколько лиц. Причем это могут быть как водители, так пешеходы, а иногда и вовсе пассажиры.

Оба варианта считаются достаточно сложными и противоречивыми.

Например, не всегда понятно, почему на собственника авто, даже не присутствовавшего при ДТП, вдруг также распространяется некая вина. Другая ситуация – водитель одного авто, нарушив правила движения, врезается в машину, спокойно двигающуюся в нужном направлении.

Последнее ТС, по причине столкновения, вылетает на тротуар и сбивает пешехода.

Несмотря на то, что виновным признается водитель первого авто, второму также предъявляется иск с требованием компенсировать вред. И прошение удовлетворяется. На самом деле подобные действия абсолютно правомерны. Солидарная ответственность действительно может распространяться как на непосредственного водителя, так на собственника, а также и на других участников ДТП, если ими совместно (ненамеренно) был причинен ущерб третьим лицам.

Вред от дтп: почему платит не виновник, а собственник автомобиля

Внимание Проблематичней получить выплаты по страховке, если ДТП совершено угонщиком автомашины. Но кроме этого сложности с возмещением вреда могут возникнуть и от страховой компании если: — виновник не вписан в страховку; — полис использовался в непредусмотренный период.

В данном случае пострадавшему со своими претензиями придется обращаться лишь к водителю. А если страховки совсем нет? Требовать возмещения следует у виновника или автовладельца.

Однако в этом случае вряд ли пострадавший сможет получить достаточную сумму возмещения, ибо у человека к которому предъявляются претензии, запросто может не оказаться денег. Если претензии исходят к владельцу авто, то бишь, виновник аварии не имел права управлять автотранспортом, то в данном случае дела обстоят немного легче, ибо автомобиль можно арестовать.

Если претензии исходят к владельцу авто, то бишь, виновник аварии не имел права управлять автотранспортом, то в данном случае дела обстоят немного легче, ибо автомобиль можно арестовать. Так как получить возмещение с компании всегда оказывается легче, чем с частного гражданина. Напоминаем, что виновнику аварии или собственнику автомобиля после ДТП следует выслать требование о возмещении.

Ответ необходимо ожидать в течение недели.

Если по истечению этого срока деньги не будут выплачены, то следует обращаться с иском в суд. Требование нужно подавать по месту проживания виновника аварии.

Если в качестве ответчика выступает организация, то иск подается по месту расположения компании. Исковое заявление на возмещение ущерба Учтите, что иск к виновнику ДТП, в отличие, допустим, от требования к страховщику, государство облагает пошлиной. К сожалению, взыскать деньги с виновника неприятностей обычно гораздо сложнее, чем со страховщика.

Однако это не говорит о том, что от своих законных прав и требований стоит отказаться.

Апелляция разъяснила порядок взыскания ущерба за ДТП, которые совершены не автовладельцами

Ивановский областной суд представил на своем сайте обзор судебной практики по уголовным, гражданским и административным делам за второй квартал 2015 года, утвержденный Президиумом суда 10 июля 2015 года. В обзоре анализируются вопросы назначения наказания, освобождение по амнистии, квалификации преступлений, нарушения права на защиту, взыскание компенсации морального вреда.

Кроме того, рассматриваются споры, возникающие из договорных и гражданских правоотношений, а также процессуальные вопросы. Так, разбирая одно из дел, апелляционный суд отмечает, что освобождение владельца источника повышенной опасности от ответственности возможно лишь в случае отсутствия его вины в противоправном изъятии источника повышенной опасности.

Т. обратился в суд с иском к С.Е., С.Р. о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП. В обоснование требований истец указал, что ДТП произошло с участием принадлежащего ему автомобиля и автомобиля, под управлением С.Р., принадлежащего С.Е.

Постановлением по делу об административном правонарушении виновным в ДТП признан водитель С.Р., управлявший автомобилем, принадлежащим ответчику. Гражданская ответственность владельца автомобиля (ответчика) на дату ДТП застрахована не была. Определением суда от 16 октября 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен С.Р.

Решением от 23 октября 2014 года заявленные требования Т.

удовлетворены частично. Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда, отменяя решение суда первой инстанции, признала выводы суда, изложенные в решении, несоответствующими фактическим обстоятельствам дела. Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в пользу истца подлежит взысканию стоимость восстановительного ремонта его автомобиля, определенная экспертом ООО «А.».
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в пользу истца подлежит взысканию стоимость восстановительного ремонта его автомобиля, определенная экспертом ООО «А.».

Однако вывод суда о том, что транспортное средство ответчика С.Е.

выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, а именно соответчика С.Р., и вина владельца источника повышенной опасности С.Е.

отсутствует, в связи с чем ответственность за вред, причиненный в результате ДТП истцу Т. автомобилем, принадлежащем С.Е., должен нести С.Р., суд апелляционной инстанции признал необоснованным. По смыслу абз. 2 ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Согласно названного Кодекса, владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Таким образом, имеющими значение для разрешения спора о возложении обязанности по возмещению материального вреда, причиненного в результате ДТП, являются, в частности, обстоятельства, связанные с тем, кто и на каком праве на момент ДТП владел источником повышенной опасности. Доказательств того, что транспортное средство выбыло из обладания С.Е.

в результате противоправного действия С.Р., не представлено.

В правоохранительные органы с заявлением о хищении или угоне транспортного средства С.Е. не обращался, данного факта работниками ГИБДД в рамках административного дела также не выявлено.

В нарушение положений ст. 210 ГК РФ С.Е., как собственник, не обеспечил сохранность своего автомобиля, не осуществлял надлежащий контроль за принадлежащим ему источником повышенной опасности, поэтому в силу п. 2 ст. 1079 ГК РФ обязан нести материальную ответственность перед истцом, как лицо, виновное в причинении вреда. Оснований, предусмотренных ГК РФ, для освобождения ответчика С.Е.

от возмещения вреда судом первой инстанции не установлено и в суд апелляционной инстанции не предоставлено.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 марта 2015 года решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 23 декабря 2014 года отменено. По делу принято новое решение. С полным текстом обзора законодательства и судебной практики Ивановского областного суда за второй квартал 2015 года можно ознакомиться .

С полным текстом обзора законодательства и судебной практики Ивановского областного суда за второй квартал 2015 года можно ознакомиться .

  1. , ,

К кому предъявлять иск, к водителю или к собственнику авто

В соответствии с законом РФ, лица, причинившие вред своей опасной для окружающих деятельностью, должны отвечать за свои деяния. Это касается как административной, так и уголовной ответственности.

Кроме этого, данные граждане, виновные в ДТП, обязаны возместить потерпевшим нанесенный им вред, связанный с использованием источника повышенной опасности, то есть транспортного средства. Возместить ущерб лицу, потерпевшему в ДТП должен собственник автомобиля (физическое или юридическое лицо). Кроме этого, ответственными являются лица, владеющие автомобилем на правах хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином законном основании.

Водители могут использовать транспортное средство на права аренды, на основании генеральной доверенности, по распоряжению соответствующего органа, прочее. Собственник транспортного средства не будет отвечать за вред, причиненный потерпевшему в результате аварии, если он представит все доказательства того факта, что в момент аварии машина была угнана и не находилась в его владении.

В данном случае отвечать за свои действия будет то лицо, которое совершило противоправные действия по отношению к транспортному средству. Но если выяснится, что владелец машины каким-то образом виновен в противоправном изъятии ТС из его обладания, он будет нести ответственность за совершение водителем дорожно-транспортного происшествия вместе с угонщиком автомобиля. На собственников ТС, в соответствии с нормами ГК РФ, возлагается ответственность за тот урон, который они причинили потерпевшему в результате взаимодействия их автомобилей (столкновения, прочее).

В этом случае речь идет о солидарной ответственности. Возмещение ущерба владельцам взаимодействующих в аварии ТС осуществляется на общих основаниях. Отвечать за создание аварийной обстановки должен гражданин, который на момент аварии был владельцем авто, хоть и не имел на него права собственности.

Следует правильно разделять понятия собственник и владелец транспортного средства. На каком основании разделяются эти два понятия можно узнать, ознакомившись с нормами закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ. Владельцем авто признается собственник или другое лицо, которые владеют ТС на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, а также другом законном основании.
Владельцем авто признается собственник или другое лицо, которые владеют ТС на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, а также другом законном основании. Такими основаниями выступают аренда автомобиля, выдача генеральной доверенности, распоряжение о передаче управления ТС, выданное соответствующими органами, прочее.

Владельцем авто не может быть признан гражданин, который управляет автомобилем на работе, на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или другим владельцем автомобиля.

Как определиться в ситуации, когда в момент аварии автомобилем управлял другой водитель, а собственник авто находился в салоне. Будет ли в данной ситуации водитель признана владельцем ТС? На сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что ответчиком по делам о возмещении ущерба потерпевшим в аварии должен признаваться водитель, владеющий автомобилем на момент аварии.

Такое положение стало возможным благодаря соотношению материалов законодательных актов, судебной практики и изменений в правилах дорожного движения. Как известно, в ПДД были внесены некоторые изменения, и теперь не обязательно оформлять доверенность на право управлять ТС. «Правила дорожного движения Российской Федерации» были утверждены 23 октября 1993 года (Постановление Совета министров – Правительства Российской Федерации № 1090).

Цель издания данного документа – обеспечить порядок и безопасность на дорогах. В соответствии с нормами ПДД, каждый водитель, выезжая на дорогу, должен иметь при себе страховой полис ОСАГО. Предъявлять данный документ необходимо по первому требования инспектора ГИБДД или сотрудника полиции.

Каждый владелец транспортного средства не имеет права управлять транспортным средством без страхового полиса. То есть, в соответствии с законом, необходимо страховать риск гражданской ответственности. Для автовладельцев такая ответственность наступает в случае ДТП и причинения вреда жизни и здоровью.

А также при повреждении имущества других граждан.

Оформить страховой полис можно не только на одного владельца, но и на несколько лиц. Таким образом, страхуется гражданская ответственность неопределенного круга граждан.

То есть, любое другое лицо, которое вместо владельца управляет его автомобилем на основании иных документов, кроме доверенности или страхового полиса, может делать это на вполне законных основаниях. Когда собственник автомобиля передает другому гражданину право управления ТС, он вместе с этим передает ему и свои права по владению и пользованию ТС.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ответственность за причинение вреда имуществу потерпевшего в ДТП несет не только собственник автомобиля, но и владелец, который пользуется ТС на законных основаниях. В силу закона список данных оснований не является исчерпывающим. Например, если человек управляет автомобилем, не имея генеральной доверенности от собственника, но при этом, имея страховой полис, водительское удостоверение, документы о регистрации автомобиля — он пользуется данным ТС на вполне законных основаниях.

Управляя автомобилем, имея надлежащие документы (упомянутые выше), данный водитель не только пользуется своими законными правами, но и должен выполнять определенные обязанности. Речь идет об ответственности за ДТП и возмещении ущерба потерпевшим. Рассматривая ответственность работодателя, следует отметить, что если работник при исполнении ним трудовых обязанностей, совершил ДТП, ответственность за возмещение ущерба потерпевшим берет на себя физическое или юридическое лицо, чьи распоряжения выполнял водитель.

Все ли водители, управляющие служебными машинами, могут быть признаны работниками? В соответствии с законом, работниками считаются только те граждане, которые работают на основании трудового договора или контракта.

Кроме этого, работником признается лицо, исполняющее свои обязанности по гражданско-правовому договору. При этом они выполняют задания определенного юридического или физического лица, которое берет под контроль безопасное выполнение работ. Тот факт, что между водителем и собственником ТС (работодателем) существуют гражданско-правовые отношения, хотя и не подписан трудовой договор, можно доказать при наличии некоторых условий.

Тот факт, что между водителем и собственником ТС (работодателем) существуют гражданско-правовые отношения, хотя и не подписан трудовой договор, можно доказать при наличии некоторых условий. Прежде всего – факт передачи товара под ответственность водителю, имеющиеся у него товарно-сопроводительные документы, отсутствие заявления от собственника о краже данного ТС, наличие свидетельства о регистрации автомобиля, а также наличие ключей от автомобиля, пульта сигнализации, прочее. Если водитель, ставший виновником аварии, отказывается устанавливать факт наличия каких-либо трудовых отношений с собственником ТС, ему придется самому отвечать за противоправные действия за рулем.

Поэтому, если он не хочет лично возмещать ущерб потерпевшим, он должен быть заинтересован в определении данного факта, и возложении на работодателя ответственности за ДТП и его последствия. Давайте рассмотрим понятие «регресс». Данный процесс становится необходимым для собственника транспортного средства в том случае, когда ему пришлось выплатить компенсацию пострадавшему за причиненный ему в аварии ущерб.

Регресс – это законное право требовать у виновника аварии возмещения средств, которые были выплачены пострадавшему. Размер выплаты может соответствовать тому, который получил участник аварии или тому, что установлен законом. В том случае, когда работник, ставший виновником ДТП, не хочет возмещать ущерб, вернуть эти средства можно только по решению суда.

Возможность возврата денег появиться только в том случае, если будет доказана вина работника в ДТП. Если проступок водителя приравнивается к административному, на него возлагается материальная ответственность в полном объеме. Как взыскать моральный вред с виновника ДТП, Если виновник ДТП – не собственник автомобиля, на кого подавать в суд, читайте по ссылке: Работник, который управляя автомобилем своего работодателя, причинил ему ущерб, став виновником аварии, несет полную ответственность за свои противоправные действия или бездействие.

Когда работник становится виновным в ДТП, он не только причиняет ущерб потерпевшему, но и нарушает трудовую обязанность по сохранности имущества работодателя и предотвращению причинения ущерба собственности работодателя.

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Гражданская ответственность наступает с 14-летнего возраста.

Если вред нанесен малолетним лицом, не достигшим 14 лет, ответственность за него должны понести его законные представители, в первую очередь – родители (ст. 1073 ГК РФ). С 14 лет несовершеннолетнее лицо несет ответственность в рамках возмещения вреда на общих основаниях (ст.1074 ГК РФ).

Исключение – отсутствие доходов или имущества, необходимых для возмещения вреда.В таком случае ответственность возлагается на законных представителей.

Основанием освобождения законных представителей от ответственности выступают доказательства отсутствия их вины в допущении подобного правонарушения.

Компенсацию за вред при ДТП можно требовать не только с собственника машины

Истории одна изумительнее другойЕкатерина Мирошкина, экономист2 дек 4832K10Екатерина Мирошкина, экономист23 ноя 10829K12Екатерина Мирошкина, экономист11 ноя 134327K123Екатерина Мирошкина, экономист30 окт 4055K74Алексей Башук, юрист по интеллектуальной собственности17 окт 4110K18Екатерина Мирошкина, экономист9 окт 83101K50Алексей Башук, юрист20 сен 4612K26Екатерина Мирошкина, экономист19 сен 138158K190Екатерина Мирошкина, экономист9 сен 5029K15Екатерина Мирошкина, экономист2 сен 82107K202Екатерина Мирошкина, экономист23 авг 134103K228Екатерина Мирошкина, экономист17 авг 155122K331Алексей Башук, юрист по интеллектуальной собственности13 авг 11220K40Екатерина Мирошкина, экономист10 авг 9439K19Екатерина Мирошкина, читает судебные решения вместо сериалов29 июл 6114K8Екатерина Мирошкина, читает судебные решения вместо сериалов20 июл 8621K7Екатерина Мирошкина, экономист12 июл 7211K16Екатерина Мирошкина, экономист5 июл 14589K104Екатерина Мирошкина, экономист25 июн 22835K33Екатерина Мирошкина, экономист18 июн 7926K43Екатерина Мирошкина, экономист10 июн 26496K537Екатерина Мирошкина, экономист3 июн 11752K24Екатерина Мирошкина, экономист23 мая 7243K79Екатерина Мирошкина, экономист16 мая 6436K87Екатерина Мирошкина, экономист6 мая 6920K19Екатерина Мирошкина, экономист16 апр 8652K134Екатерина Мирошкина, экономист8 апр 11160K61Екатерина Мирошкина, экономист29 мар 535K1Екатерина Мирошкина, экономист5 мар 10726K39Екатерина Мирошкина, экономист20 фев 117KЕкатерина Мирошкина, экономист4 фев 255308K2Алиса Маркина, юрист31 янв 17716K62Екатерина Мирошкина, экономист22 янв 35261KЕкатерина Мирошкина, экономист11 янв 16833K1Екатерина Мирошкина, экономист29 дек 202015423KЕкатерина Мирошкина, экономист19 дек 202010156K17Екатерина Мирошкина, экономист13 дек 202010484K1Екатерина Мирошкина, экономист4 дек 202023093K5Екатерина Мирошкина, экономист29 ноя 202020262KЕкатерина Мирошкина, экономист26 ноя 202018520KЕкатерина Мирошкина, экономист20 ноя 202029240K21Екатерина Мирошкина, экономист14 ноя 202014555KЕкатерина Мирошкина, экономист3 ноя 202016277KЕкатерина Мирошкина, экономист26 окт 20207725KЕкатерина Мирошкина, экономист19 окт 202020121K13Екатерина Мирошкина, экономист16 окт 202016735K35Екатерина Мирошкина, экономист10 окт 202011225K14Екатерина Мирошкина, экономист3 окт 20207114K7Екатерина Мирошкина, экономист28 сен 20209367KЕкатерина Мирошкина, экономист26 сен 20209945KЕкатерина Мирошкина, экономист20 сен 2020105220K44Екатерина Мирошкина, экономист14 сен 20204820KЕкатерина Мирошкина, экономист11 сен 20207318K19Екатерина Мирошкина, экономист4 сен 20205991K40Екатерина Мирошкина, экономист30 авг 2020106179K183Екатерина Мирошкина, экономист24 авг 20209526K1Екатерина Мирошкина, экономист21 авг 20209745KЕкатерина Мирошкина, экономист13 авг 202079137K1Екатерина Мирошкина, экономист8 авг 202014063KЕкатерина Мирошкина, экономист3 авг 202013446KЕкатерина Мирошкина, экономист31 июл 202015038KЕкатерина Мирошкина, экономист27 июл 202010312KЕкатерина Мирошкина, экономист24 июл 20209138KЕкатерина Мирошкина, экономист17 июл 202011247KЕкатерина Мирошкина, экономист11 июл 202019225KЕкатерина Мирошкина, экономист6 июл 20202638K4Екатерина Мирошкина, экономист2 июл 20208919KЕкатерина Мирошкина, экономист26 июн 20205849KЕкатерина Мирошкина, экономист20 июн 20207329KЕкатерина Мирошкина, экономист13 июн 20205524KЕкатерина Мирошкина, экономист5 июн 202075109K43Екатерина Мирошкина, экономист29 мая 202010122KЕкатерина Мирошкина, экономист25 мая 20204132K2Екатерина Мирошкина, экономист23 мая 202030127KЕкатерина Мирошкина, экономист17 мая 20209533KЕкатерина Мирошкина, экономист7 мая 202016320KЕкатерина Мирошкина, экономист27 апр 202010020K3Екатерина Мирошкина, экономист25 апр 20205814K5Екатерина Мирошкина, экономист19 апр 20208115K3Екатерина Мирошкина, экономист16 апр 20209427KЕкатерина Мирошкина, экономист11 апр 20208418K1Екатерина Мирошкина, экономист6 апр 2020144104KЕкатерина Мирошкина, экономист30 мар 20203716K1Екатерина Мирошкина, экономист28 мар 20206328KЕкатерина Мирошкина, экономист22 мар 202012240K1Екатерина Мирошкина, экономист19 мар 202011227K1Екатерина Мирошкина, экономист14 мар 202012338KЕкатерина Мирошкина, экономист7 мар 20201516KЕкатерина Мирошкина, экономист28 фев 20205014KЕкатерина Мирошкина, экономист22 фев 202017981K3Екатерина Мирошкина, экономист14 фев 202020424KЕкатерина Мирошкина, экономист9 фев 202012720KЕкатерина Мирошкина, экономист6 фев 2020391124KЕкатерина Мирошкина, экономист19 янв 202011948KЕкатерина Мирошкина, экономист15 янв 20201K45KЕкатерина Мирошкина, экономист20 дек 201713630KЕкатерина Мирошкина, экономист15 дек 201716124KЕкатерина Мирошкина, экономист8 дек 201734343K1Екатерина Мирошкина, экономист4 дек 201717676K22Екатерина Мирошкина, экономист30 ноя 20174125K

Кто обязан возместить ущерб собственник или водитель?

Согласно законодательной базе РФ возмещение ущерба в результате ДТП возлагается на собственника транспортного средства, за исключением тех случаев, когда:

  1. За рулем находилось лицо, имеющее нотариальную доверенность на право управлением транспортным средством. Или же иной документ, подтверждающий передачу автомобиля во временное пользование (например, договор аренды).
  2. Транспортное средство на момент совершения ДТП находилось в угоне и владелец оставил официальное заявление в отделении полиции.

В этих случаях возмещать ущерб придется не собственнику, а лицу, осуществлявшему управление ТС.

Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП

Гражданская ответственность выражается в виде возмещения материального и морального ущерба, понесенного вследствие совершенного ДТП, в отношении потерпевшего.

ГК РФ относит использование автомобиля к видам деятельности, создающим повышенную опасность для окружающих (ст.

1079 ГК РФ). Владелец автотранспорта обязан возместить причиненный вред, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность. Гражданская ответственность предусматривается и в отношении юридического лица, если оно на законных основаниях владеет источником повышенной опасности, которое приняло участие в ДТП. Особенностью указанной нормы является то, что владельцем может быть признан субъект правоотношений, владеющий автомобилем на законном основании, включая право аренды, наличие доверенности или в силу распоряжения на управление ТС.

Таким образом, законным владельцем на момент совершения происшествия может быть признано иное от указанного в паспорте транспортного средства лицо (не собственник).

Ответственность собственника автомобиля при ДТП

Уголовная ответственность Когда в результате дорожного происшествия наступила смерть человек или причинен тяжкий вред его здоровью, то законодатель предусматривает применение к виновнику целого ряда мер воздействия. Преступления, связанные с нарушением Правил дорожного движения, а также условий эксплуатации ТС регулируются статьями 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Стоит помнить, что в соответствующих частях указанных статей указаны квалифицирующие признаки, которые отягчают вину водителя. Вот они:

  1. управление автомобилем в состоянии опьянения (наркотического или алкогольного);
  2. виновный в аварии уже был привлечен к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения.
  3. в результате происшествия погибли двое и более лиц;

Преступления, предусмотренные ст.

264 и 264.1 УК РФ, совершаются только по неосторожности.

Если же усматриваются признаки умышленного совершения, то такое деяние следует квалифицировать по ст.

105 Уголовного кодекса РФ – убийство или в соответствии со ст. 111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью.

В этом случае выбор статьи зависит от характера наступивших последствий. Привлечь к уголовной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия можно только водителя транспортного средства, но никак не собственника (если это не одно и то же лицо).

В какую страховую обращаться при ДТП, свою или виновника, Как возместить ущерб, если виновника ДТП не нашли, читайте по ссылке: В соответствии с принципом виновности, закрепленным в статье 5 Уголовного кодекса РФ, субъектом этого вида деяния может быть только лицо, непосредственно управлявшее автотранспортным средством, в результате действий (бездействия) которого и наступили тяжкие последствия, не зависимо от того, кто является владельцем автомобиля, правомерно ли лицо завладело им, имеет ли право управления транспортным средством. Соответственно, юридическое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Административная ответственность В кодексе об Административных правонарушениях РФ глава 12 полностью описывает ситуации с нарушениями Правил дорожного движения и дорожно-транспортным происшествиям. В отличие от уголовной ответственности, административная определяется наступлением менее тяжких последствий – причинение легкого или среднего вреда здоровью, это определено в статье 12.24 КоАП РФ.

Степень причиненного вреда здоровью, а также длительность расстройства здоровья должна быть определена и подтверждена медицинской экспертизой или медицинским освидетельствованием. Стоит отметить, что по общепринятым нормам законодательства в сфере административного права наказание за ДТП возлагается на лицо, вина которого определена в установленном порядке. Эта норма регулируется ст. 1.5 КоАП РФ.

В случаях с совершением ДТП вина будет возложена именно на водителя, а не на собственника транспортного средства, так как он непосредственно управлял автомобилем и его умышленные/неумышленные действия и привели к ДТП. А вот в случае, когда правонарушение зафиксировано при помощи автономных средств фото-, видеофиксации, владелец транспортного средства автоматически признается виновным в его совершении и должен понести административную ответственность в соответствии со статьей 2.6.1.

Кодекса об административных правонарушениях РФ. Исключение составляют только случаи, когда собственник транспортного средства докажет, что в момент совершения противоправного деяния находилось другое лицо. Это обязанность лежит на собственнике.

Существует неправильное мнение, что если представить договор купли-продажи транспортного средства в суде, то владелец будет освобожден от административной ответственности за нарушение, которое было установлено при помощи автономных приборов фото и видеофиксации. Необходимо знать, что договор купли-продажи не означает изменение права собственности без установленной законом регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. В случае, когда транспортное средство продано, а новый владелец не подал в течении 10 дней документы для постановки на учет, то обязанность снять автомобиль с учета переходит к продавцу.

Так же как и уголовный кодекс, административный не предусматривает привлечение к ответственности за нарушения в сфере дорожного движения юридического лица. Гражданская ответственность Гражданская ответственность – это компенсация как материального, так и морального ущерба, который причинен потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия.

Гражданский кодекс РФ, как, впрочем, и все законодательство России, признает автомобиль средством повышенной опасности. А значит владелец транспортного средства обязан оплачивать весь причиненный ущерб, если не сможет доказать, что его вины в наступлении общественно опасных последствий не было.

В отличии от уголовной и административной ответственностей, к гражданской ответственности может быть привлечено и юридическое лицо, если оно в установленном законом порядке владеет автотранспортным средством, которое участвовало в транспортном происшествии. Стоит помнить, что к ответственности может быть привлечено не только лицо, указанное в правоустанавливающем документе, но и лицо, которое пользовалось транспортным средством на праве аренды, по доверенности и т. д. Ответственность за ДТП Наказание за виновность в дорожном происшествии зависит от ущерба, нанесенного транспортным средствам, иному материальному имуществу, степени тяжести, причиненного вреда здоровью и жизни потерпевших, наличием отягчающих обстоятельств.

Ответственность за такие деяния квалифицируется разными нормами Гражданского кодекса РФ, кодекса об Административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ.

К гражданской ответственности лицо может быть привлечено, если в результате дорожно-транспортного происшествия причинен материальный ущерб.

По общему правилу этот ущерб может быть покрыт страховой компанией по обязательному договору ОСАГО, но только в рамках суммы, предусмотренной таким договором. К административной ответственности водителя можно привлечь при нарушении им ПДД или же нарушения основ эксплуатации авто, а равно и при причинении потерпевшему легкого или среднего вреда здоровью. Видами наказания для виновника могут быть административный арест, лишение права управления транспортным средством, денежный штраф, а в некоторых случаях предусмотрена даже конфискация автомобиля.

А вот в случае если в дорожно-транспортном происшествии причинен тяжкий вред здоровью или же наступила смерть человека, то действия виновного лица уже необходимо квалифицировать в соответствии с нормами Уголовного кодекса РФ. Ответственность за дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель человека регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса РФ. Наказание зависит от количества погибших, отягчающих и смягчающих обстоятельств:

  1. если действия (бездействие) лица привело к ДТП в результате которого произошла гибель одного человека, то ответственность наступает по части 3 ст. 264, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет или же принудительные работы сроком до 4 лет;
  2. За смерть в ДТП двух и более лиц, предусматривается либо лишение свободы сроком до 7 лет, либо принудительные работы сроком до 5 лет;
  3. если же водитель во время совершения дорожного происшествия в результате которого погиб один человек, находился в состоянии опьянения, то наказание предусматривается только в виде лишения свободы на срок лишается свободы на срок от двух до семи лет;
  4. За совершение дорожно-транспортного происшествия с аналогичными последствиями, но в состоянии любого опьянения предусматривается лишение свободы сроком от 4 до 7 лет с лишением права управления транспортным средством на 3 года.

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП Ответственность, предусмотренная Гражданским кодексом РФ, наступает с 14 лет.

В случаях, когда ущерб причинен лицом, которое не достигло этого возраста, то за него ответственность несут его законные представители (родители, опекуны). После наступления 14 летнего возраста лицо является ответчиком на общих основаниях, предусмотренных законодателем. В случае же, если несовершеннолетний не имеет собственного дохода для возмещения ущерба, то эта обязанность переходит на законных представителей, которые могут быть освобождены от нее, только в случае, если докажут свою невиновность в допущении наступления общественно опасных последствий.

Случаи, при которых владелец автотранспортного средства освобождается от гражданской ответственности Собственник транспортного средства не обязан возмещать ущерб только в случаях, на которые прямо указывает статья 1079 ГК РФ:

  1. непреодолимые обстоятельства, стихийные бедствия, форс-мажор. Наличие таких обстоятельств аннулирует гражданские правоотношения;
  2. умышленные действия пострадавшего, например, в случае, если лицо пытается реализовать суицидальный умысел;
  3. если автотранспорт до момента дорожного происшествия выбыл из собственности владельца, например, автомобиль был передан по доверенности.

Была ли Запись полезна? 12 из 14 читателей считают Запись полезной.

Рубрики Наша группа Самое обсуждаемое Простыми словами о юридических вопросах. Контакты РФ, г. Москва, ул. 2-я Владимирская дом 31 © Copyright 2014 — 2019, UrOpora.ru — Быстрая юридическая помощь!. Все права защищены.

Владелец или водитель: Верховный суд выбрал, кто возместит ущерб от ДТП

Кто оплатит ущерб от ДТП, в которое попал водитель чужого авто без доверенности?

Апелляция решила, что отвечать должен владелец машины, раз уж не смог юридически правильно оформить ее передачу.

Но Верховный суд обратил внимание на другие обстоятельства: человеку выдали ключи, документы и указали его в полисе ОСАГО – как и доверенность, все это говорит о добровольной передаче машины.

25 мая 2015 года Михаил Боровиков* за рулем чужой «Ауди А4» сбил Николая Плохина*.

Тот скончался в больнице, а его родственники обратились в суд, требуя денег с владелицы автомобиля Ирины Труновой*. В иске была указана сумма компенсации морального вреда (цифра из актов вымарана) и уплаченные сверх страховки расходы на лечение и погребение (в полис ОСАГО были вписаны и владелица машины, и виновник ДТП).

Советский райсуд Орла отклонил требования родственников к Труновой (). Как отметила судья , возмещать вред должен тот, кто его причинил, то есть лицо, в чьем законном владении находился источник повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса).

Тем не менее уверенные в своей правоте истцы отказались заменять ответчика с Труновой на Боровикова. Зато с ними согласилась апелляция, которая частично удовлетворила требования.

обратил внимание, что владелица машины не выдавала Боровикову доверенности на управление.

Значит, тот управлял автомобилем без юридического оформления (полис ОСАГО не в счет). Поэтому за ущерб должна отвечать Трунова, рассудила коллегия под председательством Сергея Должикова. В дело пришлось вмешаться Верховному суду.

Правительство еще в 2012 году отменило обязанность водителя иметь при себе доверенность (постановление от 12 ноября 2012 года), значит, владелец может отдать свой автомобиль без этого документа, указала «тройка» ВС под председательством (дело ). Собственница машины добровольно передала Боровикову ключи и документы на машину, а к тому же он был вписан в полис.

Виноват водитель, решил ВС. Вопрос о том, что такое законное владение источником повышенной опасности иногда бывает для судов сложным, говорит адвокат Ирина Фаст.

По ее словам, суды должны сначала установить, есть ли между водителем и собственником трудовые (служебные, должностные) отношения.

Если их нет, но владелец добровольно пустил знакомого за руль, надо исходить из вины последнего, подытоживает адвокат. * – имена и фамилии действующих лиц изменены

  1. ,
  2. , ,

Добровольное возмещение ущерба при ДТП виновником

Сразу стоит отметить, что добровольное возмещение ущерба виновником ДТП осуществляется крайне редко, особенно если речь идет о больших суммах. К моменту обращения к виновной стороне потерпевший должен соблюсти общий , следовательно, получить необходимую документацию в ГИБДД, побывать в страховой компании (получить отказ от страховой выплаты либо сумму размером меньше нанесенного ущерба), сделать независимую экспертизу и только потом вести переговоры с виновником ДТП.

Началом переговоров должна стать досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. Данный документ составляется по примеру заявления о страховом возмещении и должен содержать:

  1. данные потерпевшего для переговоров (телефон и адрес).
  2. информацию о поврежденном транспортном средстве;
  3. информацию о ДТП;
  4. разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;
  5. данные виновника аварии;
  6. общую сумму причиненного ущерба, включая все расходы, связанные с ДТП;
  7. сумму, которую необходимо выплатить виновной стороне, чтобы снять претензии потерпевшего;
  8. данные независимой экспертизы;
  9. информацию о страховой выплате;

При составлении досудебной претензии следует обязательно озвучить срок, в который потерпевший предлагает виновнику выплатить указанную сумму, а также форму этой выплаты – наличными либо на счет в банке.