Возмещение ндс в заявительном порядке

Опрос


Чем грозит повышение ндс до 20%

  1. Бюджет получит дополнительные 620 млрд. руб. в год, которые можно будет потратить на социальные и другие программы.
  2. Большинство семей повышение НДС не затронет, т.к. НДС 10% на социально значимые товары не изменится.
  3. Значительное повышение цен на товары и услуги. Рост НДС на 2% предприниматели переложат на плечи потребителя.

Загрузка .

Что такое заявительный порядок возврата НДС?

Заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость (ст. 176.1 НК РФ) означает, что организация обращается за компенсацией НДС до окончания камеральной проверки. Обычно после подачи декларации по НДС в течение 2–3 месяцев налоговая служба проводит проверку предоставленных сведений.

После этого принимает решение о возврате НДС, зачете или отказе. Крупным налогоплательщикам нет необходимости ждать завершения налогового аудита.

Они могут вернуть НДС досрочно. Налогоплательщик должен соответствовать некоторым критериям, чтобы иметь право на досрочное возмещение налога на добавленную стоимость.

Важным условием является время существования бизнеса — не менее 3-х лет. За последние 3 года до подачи заявления на компенсацию НДС налогоплательщик должен заплатить налоговых сборов не менее чем на 2 млрд.

рублей. При этом возвращенный НДС учитывать нельзя. Также могут воспользоваться заявительной процедурой компенсации НДС резиденты особых экономических зон и свободного порта Владивосток.

Кроме этого, претендент на возврат НДС должен предоставить банковскую гарантию или поручительство другой организации-крупного налогоплательщика. Документ должен гарантировать оплату недополученного НДС, если предприятие не сделает этого самостоятельно. Такое возможно, когда после проверки выясняется, что НДС нельзя было возвращать или можно, но в меньшем размере.

Последствия отмены решения о возмещении НДС

Обоснованность заявленного вами НДС к возмещению инспекция проверяет в ходе камеральной проверки.Если ИФНС признает возмещение НДС необоснованным, то вам придется вернуть излишне возмещенную сумму налога с начисленными на нее процентами по двукратной ставке рефинансирования (ключевой ставке) Банка России.

Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней с момента получения требования инспекции (п. 6 ст. 6.1, п. п. 7, 17, 20 ст. 176.1 НК РФ).Помимо этого, вам придется уплатить и штраф по ст.

122 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.06.2017 N Поэтому рекомендуем вам очень тщательно проверять заявленную к возмещению сумму НДС.Если по результатам проверки нарушений выявлено не будет, то инспекция должна вам письменно об этом сообщить. Срок — в течение семи рабочих дней после окончания проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 12 ст. 176.1 НК РФ).Нужно ли возвращать в бюджет возмещенный в заявительном порядке НДС, если подать уточненкуЭто будет зависеть от того, в какой момент вы представите уточненную декларацию — до завершения камеральной проверки первичной декларации или уже после.Если подать уточненку до завершения проверки первичной декларации, то вам нужно будет вернуть ранее полученный (зачтенный) НДС в бюджет.

Вернуть эту сумму придется с начисленными на нее процентами по двукратной ставке рефинансирования (ключевой ставке) Банка России.

Проценты нужно начислить за весь период пользования бюджетными средствами (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).При этом вам нужно вернуть весь возмещенный в заявительном порядке НДС.

Неважно, какая сумма налога у вас указана в уточненке в сравнении с первичной декларацией — больше или меньше (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 13366/12, Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-07-08/249).Исключение — если при подаче уточненки вы вновь заявили о применении заявительного порядка возмещения НДС (при соблюдении всех условий).В таком случае, если вы уточняете налог к уменьшению, вернуть в бюджет вы должны только разницу между суммами НДС, заявленными к возмещению в первичной и уточненной декларациях.

Проценты нужно уплатить на эту разницу (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 13366/12). А вот если, наоборот, вы увеличите сумму к возмещению, то разницу вам должна вернуть инспекция в заявительном порядке при возмещении НДС.Если подать уточненку после завершения камеральной проверки, которая не выявила нарушений, то ранее возмещенный НДС вам возвращать не нужно. В этом случае не будет и повышенных процентов.

Это следует из п. 24 ст. 176.1 НК РФ.Однако если в уточненке вы уменьшите НДС к возмещению, то, чтобы избежать штрафа, вам нужно до подачи уточненки уплатить недоимку, а также пени за каждый день пользования излишне возмещенным налогом (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).Если вы хотите подать уточненку с увеличенной суммой к возмещению, то рекомендуем вам это сделать после завершения камеральной проверки.

В этом случае вам не придется уплачивать проценты за необоснованное пользование бюджетными средствами.

Способы получения возмещения

1.

Автоматический зачет имеющейся задолженности предприятия перед бюджетом по налогам. Такое погашение долгов по налогам, пеням и штрафам за счет возмещения НДС производится в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ. Исключение составляют случаи погашения недоимки и штрафов, которые, в соответствии с п.

2 ст. 45 НК РФ, могут быть взысканы лишь по решению суда.

Подробное разъяснение по этому случаю предоставил Президиум ВАС в своем постановлении от 16.04.2013 № 15856/12.

Кроме того, налоговая инспекция не сможет автоматически погасить задолженность по пеням и штрафам за счет возмещения по НДС, если суд своим решением приостановил это взыскание. Это разъяснено в постановлении ФАС Центрального округа от 18.01.2010 № А35-1181/09-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 24.05.2010 № ВАС-5885/10).

2. По заявлению налогоплательщика, переданному на бумажном носителе или в электронной форме, зачет может быть проведен в счет будущих налоговых платежей в бюджет (п. 6 ст. 176 НК РФ). 3. По заявлению плательщика производится возврат денежных средств на его банковский счет в порядке, указанном в п. 8 ст. 176 НК.

Разъяснены особенности применения заявительного порядка возмещения НДС

При введении любой новой нормы налогового законодательства у организаций возникает множество вопросов.

Ведь практика ее применения только начинает складываться. Поэтому разъяснения финансового ведомства в этот период весьма интересны, так как демонстрируют наиболее вероятные тенденции взаимоотношений контролирующих органов и налогоплательщиков на ближайшую перспективу.

Одним из нововведений стал заявительный порядок возмещения НДС.

Правда, применять его позволено не всем налогоплательщикам, а только тем, которые соответствуют установленным критериям.

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.04.10 № 03-07-08/84СУТЬ НОВОГО ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ Смысл заявительного порядка, установленного статьей 176.1 НК РФ, состоит в том, что отдельным организациям разрешено получить из бюджета заявленный к возмещению НДС до окончания проверки декларации. То есть не дожидаясь, пока налоговый орган закончит камеральную проверку и примет по ее результатам решение о полном (либо частичном) возмещении налога или откажет в этом. Категории налогоплательщиков, имеющие право воспользоваться новым порядком, перечислены в пункте 2 статьи 176.1 НК РФ.

Получив заявление организации о возмещении НДС в заявительном порядке, налоговики должны оценить, относится ли она к одной из указанных категорий, и в пятидневный срок принять решение о возврате налога. При этом за счет возмещаемой суммы они могут самостоятельно произвести зачет имеющихся у налогоплательщика недоимок по налогам. Такой зачет также осуществляется на основании решения инспекции.

Если камеральная проверка завершится для налогоплательщика неблагополучно, суммы излишне возмещенного НДС подлежат возвращению в бюджет, а за все время неправомерного пользования ими должны быть уплачены проценты. Они равны двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в соответствующий период. Казалось бы, все описано ясно и недвусмысленно.

Однако, как показывает опыт, в ходе практической реализации нововведений организации и эксперты почти всегда выявляют особенности, которые способны привести к возникновению спорных ситуаций.

На какие же тонкости обратили внимание налогоплательщики в комментируемых письмах?СЧИТАЕМ СУММУ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ Итак, заявительный порядок возмещения НДС разрешен тем налогоплательщикам, у которых совокупная сумма налогов, уплаченных за три предыдущих календарных года, составляет не менее 10 млрд руб. Вот организация и поинтересовалась, что следует понимать под уплаченными налогами.

Действительно, три года — срок немалый, и в его рамках могли быть случаи не только уплаты налогов, но и их возврата, а также возмещения того же НДС. Нельзя исключать и того, что за это время налоговики проводили зачеты переплат одних налогов в счет недоимок по другим. Как посчитать, соблюден ли критерий, позволяющий обойтись без обращения в банк за гарантией?

Надо ли брать «валовой» показатель или только разницу между платежами и возмещением налога из бюджета? Ответы на эти вопросы Минфин России дал в комментируемом письме от 01.04.10 № 03-07-08/84.

Он напомнил, что фактически уплаченными считаются не только налоги, перечисленные со счета налогоплательщика на счет соответствующего бюджета, но также суммы налогов, штрафов и пеней, которые ранее были излишне уплачены или взысканы и по решению налогового органа зачтены в счет погашения обязательства по уплате налогов.

Он напомнил, что фактически уплаченными считаются не только налоги, перечисленные со счета налогоплательщика на счет соответствующего бюджета, но также суммы налогов, штрафов и пеней, которые ранее были излишне уплачены или взысканы и по решению налогового органа зачтены в счет погашения обязательства по уплате налогов.

Из определенной таким образом суммы уплаченных за три года налогов нужно вычесть те, которые признаны излишне уплаченными (взысканными) и были фактически возвращены компании. По нашему мнению, остались неясными некоторые стороны проблемы.

Например, не вполне очевидно, сочтут ли налоговики возвращенными те суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, по которым подано заявление о зачете в счет будущих платежей без указания на конкретный период такого зачета. Аналогичный вопрос остался и в отношении платежей, которые были совершены в большей сумме, чем величина налоговых обязательств, заявленных в соответствующих декларациях.ПРИМЕР 1 Организация отразила в декларации за I полугодие 2010 года сумму прибыли 500 млн руб. С нее начислен налог 100 млн руб., который уплачен в бюджет.

Однако III квартал оказался неудачным, и налогооблагаемая прибыль за 9 месяцев 2010 года составила всего лишь 450 млн руб.

Соответственно налог на прибыль с этой суммы — 90 млн руб.

Организация подала в ИФНС заявление с просьбой направить возникшую переплату в счет будущих платежей, не конкретизируя ни период, ни налог.

Возможно и такое. Предположим, что в I квартале 2010 года в декларации по НДС была указана сумма налога к уплате 446 400 руб.

Вычетов налогоплательщик заявил на 88 000 руб. В итоге к перечислению в бюджет по этой декларации причиталось 358 400 руб., но перечислено было 400 000 руб. В результате образовалась излишне уплаченная сумма, которая составила 41 600 руб.

Предприятие решило не направлять в налоговую инспекцию письмо о зачете или возврате.

По нашему мнению, есть вероятность, что в первом случае налоговики примут сумму налога на прибыль как уплаченную и согласятся включить ее в расчет лимита не по мере списания в счет будущих налоговых платежей, а в периоде фактической уплаты. Во втором случае скорее всего сумма, превышающая заявленное в декларации налоговое обязательство по НДС, не будет расцениваться как уплаченный налог.

Она может быть признана авансовым платежом, который в расчете лимита не участвует. Однако утверждать, что налоговики станут рассуждать именно так, невозможно.ЧТО СЧИТАТЬ НЕДОИМКОЙ Налогоплательщик поинтересовался также порядком возмещения НДС в ситуации, когда в лицевом счете отражена недоимка, возникшая, например, в связи с принятием решения по результатам выездной проверки, по которой есть решение (определение) суда о принятии обеспечительных мер, запрещающих налоговикам взыскивать ее до завершения судебного разбирательства.

С одной стороны, недоимка имеется. Но с другой стороны, до окончания спора взыскать ее нельзя.

Поэтому организация справедливо предположила, что в данном случае налоговые органы могут формально руководствоваться упоминанием о недоимке в статье 176.1 НК РФ и, например, вернут НДС в заявительном порядке за вычетом этой недоимки в расчете на завершение судебного процесса в свою пользу.

В комментируемом письме от 05.04.10 № 03-07-08/95 специалисты министерства сослались на пункт 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 83*.*

«О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»

. Они напомнили, что принятие судом обеспечительных мер хотя и не означает, что решение налоговых органов признано недействительным, но вместе с тем приостанавливает его.

То есть налоговики не вправе ни препятствовать расходованию организацией своих средств, ни предпринимать действия для получения этих сумм бюджетом, в том числе в виде удержаний или зачетов. Поэтому налогоплательщик, добившийся принятия судом обеспечительных мер в отношении решения налоговиков, может быть спокоен: налоговые органы при возмещении НДС в заявительном порядке не имеют права уменьшить возвращаемые из бюджета средства на суммы таких недоимок.УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИ ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ Был затронут еще один технический, но весьма важный вопрос.

Поэтому налогоплательщик, добившийся принятия судом обеспечительных мер в отношении решения налоговиков, может быть спокоен: налоговые органы при возмещении НДС в заявительном порядке не имеют права уменьшить возвращаемые из бюджета средства на суммы таких недоимок.УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИ ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ Был затронут еще один технический, но весьма важный вопрос. Он касается ситуации, когда камеральная проверка поданной декларации еще не закончена, а налогоплательщик представляет «уточненку».

Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ предусматривает прекращение проверки ранее поданной декларации и всех действий налогового органа, а в отношении «уточненки» начинается новая камеральная проверка. Если по первичной декларации, согласно заявлению организации, применялся заявительный порядок возмещения налога, то при подаче уточненной может возникнуть ситуация, когда налоговики все еще проводят проверку, но сумма НДС уже возвращена, то есть поступила на его счет.

То, что в этом случае первая камеральная проверка прекращается, очевидно. Но что будет с полученной из бюджета суммой? К тому же уточненная декларация может содержать как большую, так и меньшую сумму налоговых обязательств компании по сравнению с первоначальным вариантом.

Как поступить: вернуть часть суммы в бюджет или получить из бюджета дополнительные средства? По мнению Минфина России, указанные положения статьи 88 НК РФ дают однозначный ответ. Необходимо все вернуть к исходной ситуации: решение о возмещении НДС отменяется, выставляется требование о возврате налога, и организация (или ее банк-гарант) перечисляет полученный из бюджета НДС обратно.

У налогоплательщика есть на это пять дней.

Причем неважно, содержит ли уточненная декларация большую или меньшую сумму НДС к возмещению по сравнению с первоначальной. Зато предприятие может подать заявление о возмещении НДС в заявительном порядке уже в отношении уточненной декларации, и налоговый орган в таком случае действует по обычному алгоритму.

По нашему мнению, такая логика имеет право на существование. Прекращение камеральной проверки первичной декларации означает, что стороны возвращаются в исходное положение и начинают все заново.

Иначе налогоплательщики могли бы получить инструмент, позволяющий длительное время на абсолютно законных основаниях пользоваться бюджетными средствами почти бесплатно, однократно подав декларацию к возмещению и в дальнейшем с определенной периодичностью (например, каждые один-два месяца) представляя уточненные декларации.КАК ПРИМЕНЯТЬ СТАВКУ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ Организация уточнила и порядок начисления процентов за пользование бюджетными средствами, когда возмещенная сумма НДС подлежит возврату.

Иначе налогоплательщики могли бы получить инструмент, позволяющий длительное время на абсолютно законных основаниях пользоваться бюджетными средствами почти бесплатно, однократно подав декларацию к возмещению и в дальнейшем с определенной периодичностью (например, каждые один-два месяца) представляя уточненные декларации.КАК ПРИМЕНЯТЬ СТАВКУ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ Организация уточнила и порядок начисления процентов за пользование бюджетными средствами, когда возмещенная сумма НДС подлежит возврату.

Дело в том, что статья 176.1 НК РФ говорит о необходимости применения именно удвоенной ставки рефинансирования. Можно предположить, что компания опасалась, что проценты будут рассчитываться так же, как начисляют пени на недоимки, то есть по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день.

Ведь пени, исходя из норм статьи 75 НК РФ, тоже фактически являются платой за пользование бюджетными средствами, поскольку призваны компенсировать потери бюджета от несвоевременного поступления налогов. К тому же из статьи 176.1 НК РФ нельзя понять, являются ли указанные проценты единственным дополнительным платежом налогоплательщика в бюджет или ему могут начислить и пени. Ведь бюджет недополучил платежи на сумму неправомерно возмещенных в заявительном порядке сумм НДС.

Разъяснения по этому аспекту проблемы благоприятны для налогоплательщиков. Статья 176.1 НК РФ в отличие от статьи 75 НК РФ никакого специального порядка использования ставки рефинансирования не содержит. Поэтому при расчете нужно исходить из фактической, а не условной продолжительности календарного года, то есть определять процентную ставку за день как 1/365 (1/366) учетной ставки ЦБ РФ.

Эти проценты являются единственной формой платы за пользование бюджетными средствами. Никакие пени дополнительно не начисляются. Специалисты ведомства сообщили и дополнительную информацию по этому вопросу.

Они указали, что, поскольку ставка рефинансирования в последнее время меняется довольно часто, налоговики будут определять суммы процентов исходя из всех ставок, которые действовали с момента получения налогоплательщиком средств из бюджета до возврата излишнего возмещения.ПРИМЕР 2 Предположим, налогоплательщик 27 января 2010 года получил сумму возмещения НДС.

Возврат излишнего возмещения он произвел на основании решения налогового органа по результатам камеральной проверки декларации 4 мая 2010 года. Расчет ставки процентов за день будет осуществлен следующим образом: — с 28 января по 23 февраля — по 0,048% (учетная ставка 8,75% х 2 раза/ 365 дн.); — с 24 февраля по 28 марта — по 0,047% (учетная ставка 8,5% х 2 раза/ 365 дн.); — с 29 марта по 29 апреля — по 0,045% (учетная ставка 8,25% х 2 раза/ 365 дн.); — с 30 апреля по 4 мая — по 0,044% (учетная ставка 8% х 2 раза/365 дн.). После того как суммы процентов будут определены по каждой ставке, все результаты складываются и общая сумма включается в требование, выставляемое налогоплательщику.Статья напечатана в журнале «Документы и комментарии» №13, июль 2010 г.

  1. , налоговый консультант

Источник: Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Что такое возмещение НДС

Возмещение НДС предполагает процедуру, связанную с возвратом этого налога. Следует отметить, что осуществить возмещение НДС компания или ИП вправе одним из 2 предлагаемых в НК РФ способов:

  1. заявительном порядке.
  2. в общем порядке;

При этом, несмотря на выбранный способ возмещения, сам возврат осуществляется путем:

  1. направления суммы на оплату налогов будущих периодов.
  2. перечисления суммы возмещения на банковский счет налогоплательщика;

Однако данные варианты использования денег от возмещения НДС возможны только при выполнении условия, рассмотренного в статье .

Далее рассмотрим важнейшие элементы по каждому из методов возмещения НДС.

Агрофирма планирует возместить НДС в заявительном порядке

По данным налоговиков, в прошлом году заявления на ускоренное возмещение НДС подали более 700 организаций. Однако некоторым из них было отказано, так как они недостаточно хорошо изучили процедуру возврата налога.

О тонкостях заявительного возмещения НДС – в статье. Под возмещением НДС понимается возврат или зачет налога, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного НДС.

До принятия решения о возмещении НДС налоговики обязаны провести камеральную проверку полученной декларации (п. 1 ст. 176 Налогового кодекса РФ). «Камералка» проводится инспекцией в течение трех месяцев со дня представления декларации (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Следовательно, на протяжении этого срока, а также периода, необходимого для принятия решения по результатам проверки, сельхозорганизация не сможет распоряжаться данными денежными средствами.

Следовательно, на протяжении этого срока, а также периода, необходимого для принятия решения по результатам проверки, сельхозорганизация не сможет распоряжаться данными денежными средствами.

Однако статья 176.1 Налогового кодекса РФ позволяет организациям возместить НДС в заявительном порядке до завершения камеральной проверки декларации.

Для этого необходимо представить налоговикам действующую банковскую гарантию (подп.

2 п. 2 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: банковская гарантия представляется вместе с декларацией по НДС. Если это сделать после подачи декларации, налоговики могут отказать в возмещении налога в заявительном порядке.

Такой вывод содержится в письме Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 03-07-08/355. Отметим, что пункт 2 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ предусматривает еще одно условие для заявительного возмещения НДС. Однако оно касается крупных организаций и для большинства сельскохозяйственных предприятий неактуально.

Банковская гарантия – это один из способов обеспечения исполнения обязательства (п. 1 ст. 329, ст. 368–379 Гражданского кодекса РФ).

Участниками отношений при выдаче банковской гарантии для целей статьи 176.1 Налогового кодекса РФ признаются: 1) банк, отвечающий установленным требованиям и включенный в соответствующий перечень (гарант); >|Перечень банков ведется Минфином России и размещается на его сайте в интернете (п.

4 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ). Если банка в этом перечне нет, возместить НДС в заявительном порядке не удастся (п. 8 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ).| 2) организация, претендующая на возмещение НДС (принципал); 3) налоговая инспекция (бенефициар).

При этом банковская гарантия представляет собой письменное соглашение между гарантом и принципалом (ст.

368 Гражданского кодекса РФ).

В нем банк обязуется по письменному требованию инспекции уплатить за организацию в бюджет излишне полученную (зачтенную) сумму НДС, если: – решение о возмещении налога в за-явительном порядке будет отменено полностью или частично (подп.

2 п. 2 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ); – организация не уплатила подлежащие возврату в бюджет излишне полученные (зачтенные) суммы НДС (п.

21 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ). За выдачу банковской гарантии организация уплачивает банку вознаграждение (п. 2 ст. 369 Гражданского кодекса РФ).

Отметим также, что банковскую гарантию от имени банка может выдать его филиал. И если банк включен в соответствующий перечень, такая гарантия должна приниматься инспекцией. Это следует из письма ЦБ РФ от 1 июня 2010 г.

№ 04-15-7/2630 (направлено для использования в работе письмом ФНС России от 15 июня 2010 г.

№ Заключая с банком соглашение о банковской гарантии, в его тексте необходимо учесть следующее (п. 6 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ): 1) со дня подачи декларации по налогу на добавленную стоимость банковская гарантия должна действовать не менее восьми месяцев; 2) сумма банковской гарантии не может быть ниже суммы налога на добавленную стоимость, которая была заявлена к возмещению; 3) банк не может иметь право отозвать банковскую гарантию, а налоговая инспекция – передать право требования по ней другому лицу (ст.
6 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ): 1) со дня подачи декларации по налогу на добавленную стоимость банковская гарантия должна действовать не менее восьми месяцев; 2) сумма банковской гарантии не может быть ниже суммы налога на добавленную стоимость, которая была заявлена к возмещению; 3) банк не может иметь право отозвать банковскую гарантию, а налоговая инспекция – передать право требования по ней другому лицу (ст.

371, 372 Гражданского кодекса РФ); 4) если гарант не выполнит своего обязательства перед инспекцией, последняя должна иметь право на бесспорное списание соответствующих денежных средств со счета гаранта; 5) право налоговиков на удовлетворение требования по банковской гарантии могут подтверждать только те документы, которые предусмотрены в статье 176.1 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 374 Гражданского кодекса РФ).

Зачет (возврат) налога налоговая инспекция проводит на основании заявления организации (п. 7 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ). В заявлении должны быть: – банковские реквизиты для перечисления средств; – обязательство организации вернуть в бюджет излишне полученные (зачтенные) суммы и уплатить проценты за пользование бюджетными средствами, если решение о возмещении НДС в заявительном порядке будет отменено полностью или частично.

Заявление подается в произвольной форме в течение пяти рабочих дней с момента представления налоговой декларации и банковской гарантии (п. 6 ст. 6.1, подп. 2 п. 2, п. 7 ст.

176.1 Налогового кодекса РФ). После получения заявления у налоговиков есть пять рабочих дней для принятия решения о возмещении (либо отказе в возмещении) НДС в заявительном порядке (п.

8 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ).

На основании данного решения налоговики принимают решение о зачете и (или) возврате НДС в заявительном порядке (п.

8 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ). Если у организации имеется задолженность по налогам, пеням и штрафам, инспекция самостоятельно производит зачет НДС, заявленного к возмещению, в счет погашения данной задолженности. Оставшаяся сумма НДС подлежит возврату в течение 11 рабочих дней с момента подачи заявления о возмещении (п.

9, 10 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ). Если по истечении данного срока денежные средства не поступили, на них начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Отказать в возврате (зачете) налога инспекция может только в трех случаях: 1) заявление о возмещении не соответствует пункту 7 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ; 2) организация не предоставила банковскую гарантию; 3) представленная банковская гарантия не соответствует пунктам 2, 4, 6 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Возместить НДС в такой ситуации можно будет только после завершения камеральной проверки налоговой декларации (п.

8 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ).

То есть в общем порядке. Принятие инспекцией решения о возмещении НДС в заявительном порядке не влияет на проведение камеральной проверки представленной налоговой декларации.

Обратите внимание: в ходе «камералки» инспекция вправе требовать у организации счета-фактуры и иные документы, которые подтверждают право на налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ). При этом по результатам проверки сумма НДС, возмещенная организации в заявительном порядке, может оказаться завышенной.

В такой ситуации ранее принятые налоговиками решения о возмещении (зачете, возврате) НДС в заявительном порядке отменяются. Но только в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки.

Данная сумма, а также проценты, полученные за несвоевременное возмещение, должны быть возвращены в бюджет в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования.

Причем на данные суммы начисляются проценты в размере двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день пользования бюджетными средствами (ст. 176.1 Налогового кодекса РФ).

Если организация не исполнит данную обязанность, инспекция вправе реализовать свое требование к банку по банковской гарантии (п. 21 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ). В свою очередь банк вправе потребовать данные средства от организации в порядке регресса, если это предусмотрено в соглашении между ними (п.

1 ст. 379 Гражданского кодекса РФ). В соответствии со статьей 81 Налогового кодекса РФ организация вправе подать уточненную налоговую декларацию. И декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, не является исключением (п.

24 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ). Если такая декларация подана до принятия налоговиками решения о возмещении (отказе в возмещении) НДС в заявительном порядке, то такое решение по первичной декларации не принимается.

Полагаем, организации следует подать новое заявление о возмещении налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Однако «уточненка» может быть представлена организацией и после принятия инспекцией решения о возмещении НДС. В такой ситуации суммы, полученные (зачтенные) в заявительном порядке, и проценты за пользование бюджетными средствами подлежат возврату в бюджет. При этом применяются нормы пунктов 17–23 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Данное правило действует независимо от того, большая или меньшая сумма НДС заявлена к возмещению в «уточненке». В то же время в отношении этой суммы организация вправе реализовать за-явительный порядок возмещения налога.

Такие выводы содержатся в письме Минфина России от 1 апреля 2010 г.

№ 03-07-08/84.Важно запомнить Банковская гарантия представляется в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС.

Банковская гарантия, оформленная филиалом банка, признается выданной самим банком.

Банк не может отозвать банковскую гарантию, а налоговая инспекция – передать право требования по ней другому лицу.

На сумму НДС, излишне возмещенную в заявительном порядке, начисляются проценты в размере двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ.Статья напечатана в журнале «Учет в сельском хозяйстве» №7, июль 2011 г.

  1. , эксперт журнала «Учет в сфере образования»

Источник: Журнал .

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

В «ЦОК» можно получить профобразование по бухгалтерской, кадровой, финансовой тематике. Обучение происходит на онлайн-площадке, полностью удаленно.

Налоговые проверки. Тактика защиты Иван Кузнецов 5500 ₽ Хочу купить! Что бухгалтеру надо знать про работу с договорами Константин Епифанов 7000 ₽ 3500 ₽ Хочу купить!

Всё о кадровом учёте: учимся составлять кадровые документы без ошибок Надежда Флакс 7450 ₽ Хочу купить!

ИП и самозанятые Людмила Ганичева 3000 ₽ 1500 ₽ Хочу купить! Учет для начинающих Сергей Верещагин 6700 ₽ Хочу купить!

Все про управление дебиторской задолженностью Андрей Галкин 6995 ₽ Хочу купить! Все про управленческий учет для бухгалтера, директора и ИП Лариса Магафурова 6000 ₽ Хочу купить!

Как бухгалтеру всё успевать: работающие техники Ирина Морозова 2700 ₽ Хочу купить! Мы не просим купить подписку. У нас вообще все бесплатно. Иногда команде «Клерка» это непросто.

Помогите ей. Это легко © 2001–2018, Клерк.Ру.

18+

Популярное

Законодательство НДФЛ Экономика и бизнес Декретный отпуск Трудовые отношения Страховые взносы ПФР Кадровое делопроизводство Пенсионеры Штрафы Проверки Пенсионеры Декретный отпуск УСН Пенсионеры, Транспортный налог Выплаты персоналу Современный предприниматель Налоги и учет для малого бизнеса © 2006 — 2020 Все права защищены. При полном и частичном использовании материалов, активная ссылка на spmag.ru обязательна, при условии соблюдения .

Сроки при общем порядке

1.

После подачи налоговой декларации за отчетный период и заявления на возмещение ИФНС проводит камеральную проверку.

Рекомендуем прочесть:  Как проследить автомобиль

Сейчас срок проведения проверки составляет 2 месяца, но если у налоговой возникнут подозрения в совершении нарушений ее могут продлить до 3-х (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ). 2. Если в ходе проведения камеральной проверки не были выявлены нарушения, то ИФНС, в соответствии с пп.

2, 6 и 7 ст. 176 НК РФ, в 7-дневный срок (в рабочих днях) принимает решение о возмещении НДС целиком либо частично (а также решение о зачете в счет будущих платежей или возврате, если об этом просил налогоплательщик). При этом:

  1. на следующий день после принятия положительного решения в казначейство направляется поручение о проведении платежа (абз. 1 п. 8 ст. 176 НК РФ);
  2. в течение 5 дней казначейство проводит платеж на счет налогоплательщика, который был указан им в заявлении (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).

Всего на возврат не вызывающей возражений у налогового органа суммы возмещения по НДС отводится 2 месяца и 12 (7+5) дней после подачи декларации и заявления о возмещении. Если заявление не подавалось до вынесения решения о возмещении, то срок перевода денежных средств казначейством будет увеличен до 1 месяца с момента получения ИФНС этого заявления (п.

11.1 ст. 176 НК РФ). 3. Если в ходе проведения проверки были выявлены нарушения налогового законодательства и предприятию было отказано в возмещении, то в течение 10 дней после завершения проверки составляется соответствующий акт и передается налогоплательщику.

См. также материал .

Ситуация 2.

Нарушения были

Если по итогам проверки контролеры выяснят, что организация не имела права на возмещение или возврату подлежала меньшая сумма, контролеры отменят решение о возмещении и направят требование вернуть налог с процентами за пользование бюджетными деньгами исходя из двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 15 ст. 176.1 НК РФ). У организации будет пять дней на то, чтобы вернуть деньги в бюджет, после чего налоговая инспекция уведомит банк о прекращении обязательств по гарантии. Если организация не заплатит по требованию, налоговая инспекция направит требование уже в банк, выдавший гарантию.

О заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость (Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области)

Дата публикации: 22.06.2010 10:57 (архив) О заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость (Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области) 22 декабря 2009 года опубликован Федеральный закон от 17.12.2009 № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость».

Закон в целом направлен на либерализацию налоговой нагрузки на плательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС), что призвано несколько облегчить налоговое бремя организаций и индивидуальных предпринимателей.

Начиная с налогового периода 1 квартал 2010 года в соответствии с пунктом 12 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС в случаях и порядке, установленных статьей 176.1 НК РФ.

Указанная статья предусматривает возможность зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки, проводимой на основе этой налоговой декларации в соответствии со ст.88 НК РФ.

Заявительный порядок возмещения НДС – это право, а не обязанность налогоплательщиков с 2010 года. Воспользоваться этим правом могут организации: — у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за последние три календарных года, составляет не менее 10 млрд.

руб.; — либо которые вместе с налоговой декларацией представили действующую банковскую гарантию.

Для использования нового порядка налогоплательщик не позднее пяти дней с момента представления декларации подает в инспекцию соответствующее заявление.

В нем указываются реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемых сумм НДС и обязательство налогоплательщика вернуть полученную (зачтенную) сумму (в том числе проценты, предусмотренные ст.176.1 НК РФ), если по итогам камеральной проверки декларации в возмещении будет отказано (полностью или частично).

В течение пяти дней со дня подачи налогоплательщиком заявления в соответствии с п.8 ст.176.1 НК РФ налоговый орган должен проверить представленные сведения, в том числе подлинность банковских гарантий и принять решение о возмещении или отказе в возмещении сумм налога.

Одновременно с решением о возмещении в зависимости от наличия задолженности налогоплательщика налоговый орган должен принять решение о зачете и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога. Заявительный порядок возмещения НДС не отменяет налогового контроля. В связи с чем, обращаем внимание, что налогоплательщик, который решил воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, должен оценить возможные риски.

Если после завершения камеральной проверки инспекцией будет установлено, что налогоплательщик полностью или частично необоснованно предъявил сумму НДС к возмещению из бюджета, то сумма налога, ранее возмещенная в заявительном порядке (в части необоснованно предъявленной), должна быть возвращена в бюджет в течение 5 дней с даты получения соответствующего требования налогового органа, с учетом процентов в размере двукратной ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Суммы НДС, возмещенные налогоплательщику в заявительном порядке, также подлежат возврату (с учетом процентов в размере двукратной ставки рефинансирования Центрального банка РФ) в том случае, когда налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию после принятия решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, но до завершения камеральной проверки первоначальной декларации.

Поделиться:

Типичные ошибки

Ошибка: Крупный налогоплательщик решил возместить НДС в заявительном порядке, тогда как сумма его отчислений по налогам в бюджет за последние 3 года составила 2 млрд. рублей. Речь идет о сумме налога по декларации за 3-ий квартал 2020 года.Комментарий: Послабления в Налоговом законодательстве, позволяющие возмещать НДС в заявительном порядке при наличии 2 млрд.

рублей налоговых отчислений за последние 3 года, можно будет учитывать, когда речь идет о суммах налога по декларации за 4-й квартал 2020 года и далее.

«Подводные камни» заявительного порядка возмещения НДС

16.01.2017 Следствие неправомерного возмещения НДС в заявительном порядке – начисление процентов исходя из ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ. А если по результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговики сочтут, что у плательщика налога отсутствует право на его возмещение (в полной или частичной сумме), то компании дополнительно придется уплатить еще и штраф за неуплату налога в результате занижения налоговой базы.

Никакой двойной ответственности за налоговое правонарушение арбитры в этом не усматривают.Правила ускоренного возмещения НДС Заявительный порядок возмещения НДС предоставляет возможность налогоплательщикам вернуть (зачесть) сумму НДС, исчисленную к возмещению до окончания камеральной проверки декларации (п. 1 ).Заявительный порядок возмещения НДС разрешен при предоставлении с декларацией:– либо банковской гарантии (, п.

4 );– либо поручительства третьего лица (, п. 4.1 ) (правило о поручительстве третьих лиц, а не только банков применяется с 1 июля 2017 года). См. п. 6 .Без банковской гарантии и поручительства возместить НДС в заявительном порядке может организация, которая одновременно отвечает двум требованиям (пп.

1 п. 2 ):1) существует на дату подачи декларации не менее трех лет;2) за 3 предшествующих календарных года сумма уплаченных ею налогов в совокупности превысила 7 млрд руб. При расчете этой суммы учитываются НДС и акцизы (кроме уплаченных при ввозе товаров и в качестве налогового агента), а также налог на прибыль и НДПИ.Реализуется право на возмещение НДС в заявительном порядке – посредством подачи соответствующего заявления, составленного в свободной форме.

Подается такое заявление не позднее 5 рабочих дней со дня сдачи декларации, в которой сумма налога заявлена к возмещению (п. 7 ). К нему прилагается либо банковская гарантия, либо договор поручительства (п. 6.1 ).Возврат НДС в заявительном порядке (при соблюдении всех требований налогового законодательства) осуществляется в течение 11 рабочих дней со дня подачи заявления.

Если инспекция нарушит этот срок, она должна выплатить организации проценты, рассчитываемые с 12-го дня после дня подачи заявления (п. 10 ).Если нарушения допущены со стороны налогоплательщика и выявлены налоговиками в ходе камеральной проверки декларации, то помимо возврата незаконно возмещенного НДС налогоплательщик должен будет уплатить проценты.Обратите внимание: проценты рассчитываются по двукратной ставке рефинансирования (ключевой ставке) ЦБ РФ со дня получения организацией суммы налога по день возврата ею налога в бюджет (п. 17 , ).Пример 1. Организация решила воспользоваться правом, предусмотренным , и возместить «входной» НДС в размере 3 470 000 руб.

в ускоренном порядке. Для этих целей она получила банковскую гарантию. По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговый орган сделал вывод, что налогоплательщик неправомерно возместил налог в размере 1 575 540 руб.

Эту сумму возвращает банк на основании банковской гарантии. Период пользования организацией бюджетными средствами составил 72 календарных дня.

Расчет процентов произведем, исходя из предположения, что ставка рефинансирования (10%) в период пользования бюджетными средствами не изменялась. В этом случае сумма процентов составила 63 021,6 руб.

(1 575 540 руб. x (2 x 10% / 360 дн.) x 72 дн.).С процентами все просто. Они начисляются и уплачиваются организацией в силу прямого указания, содержащегося в п. 17 . А как квалифицировать суммы излишне возмещенного в заявительном порядке НДС?Экономическое содержание суммы излишне возмещенного НДС в заявительном порядке Казалось бы, недоимка – это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п.

2 ). Причем здесь сумма излишне возмещенного НДС в заявительном порядке? Все просто.В пункте 8 сказано, что в случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения указанная сумма признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета налога).При этом формой возмещения налога в равной степени является его возврат либо его зачет в счет погашения недоимки по этому налогу, иным федеральным налогам и задолженности по пеням и (или) штрафам (см.

).Получается, что для признания суммы излишне возмещенного НДС в заявительном порядке недоимкой в силу п. 8 необходим ряд процессуальных действий со стороны налоговиков.

К слову, эти действия прямо прописаны в положениях . Напомним их последовательность.1.

Проверка обоснованности суммы налога, заявленной к возмещению.

Эта проверка осуществляется на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению, в порядке и сроки, которые установлены (п. 11 ).2. Вынесение по результатам проверки одного из двух возможных решений – о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении его к такой ответственности (п. 14 ).3. Принятие решения о возврате (полностью или частично) суммы НДС, возмещенной в заявительном порядке, если эта сумма превысила сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

Одновременно отменяется принятое ранее решение о возврате НДС в заявительном порядке (п.

15 ).4. Направление налогоплательщику требования о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, уплаченные налоговиками на основании п. 10 ), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке (п. 17 ).В свою очередь, проценты за неправомерное пользование бюджетными средствами начисляются на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы.Таким образом, положениями предусмотрено, что одновременно с отменой решения о возмещении НДС в заявительном порядке налоговики принимают решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В этом решении фиксируется сумма излишне возмещенного налога в заявительном порядке. Тем самым в силу п. 8 обозначенная сумма признается недоимкой с момента ее возврата (зачета).

А наличие недоимки является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по .Не приведет ли это к двойной ответственности налогоплательщика за одно нарушение (неправомерный возврат НДС в заявительном порядке) – в виде процентов и в виде штрафа?Штраф за излишне возмещенный НДС предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога.В пункте 20 разъяснено, что занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.С учетом вышеприведенных налоговых норм в совокупности и упомянутой позиции Пленума ВАС судьи АС МО в пришли к такому выводу: основанием для привлечения к ответственности по является возникновение у налогоплательщика задолженности перед бюджетом вследствие совершения неправомерных действий, предусмотренных диспозицией данной статьи, в том числе с учетом п. 8 вследствие фактического получения средств из бюджета при отсутствии права на возмещение налога.Причем они подчеркнули: факт уплаты организацией процентов на излишне возмещенную сумму НДС не освобождает от ответственности по п.

1 . Повышенные проценты в рассматриваемом случае – это лишь компенсация потерь бюджета, по сути, осуществившего кредитование налогоплательщика путем переноса общего срока возмещения налога и замены общего порядка возмещения, установленного , специальным – заявительным.Предусмотренная процедура возврата налога в заявительном порядке имеет особый доверительный характер и действует в отношении добросовестных налогоплательщиков при соблюдении условий, установленных п. 2 . Следовательно, ее нарушение, являющееся по существу злоупотреблением доверием, по мнению арбитров, должно предусматривать материально более жесткие последствия, чем пени, начисляемые в порядке за нарушение срока уплаты налогов.Предусмотренные п.

17 повышенные проценты не могут быть квалифицированы как мера ответственности, поскольку в силу абз. 2 п. 7 данной статьи обязательство по их уплате относится к условиям применения заявительного порядка возмещения налога и способам обеспечения уплаты излишне возмещенного НДС, будучи сходным со способами обеспечения уплаты налога, предусмотренными .Проще говоря, повышенные проценты не могут заменить собой штраф за недоимку, возникшую вследствие возмещения НДС в заявительном порядке без каких-либо правовых оснований.

Поэтому действия налоговиков по взиманию с налогоплательщика в анализируемой ситуации одновременно и процентов, и штрафа соответствуют налоговым нормам.Более того, обозначенный АС МО подход к разрешению подобных споров соответствует сложившейся судебной практике (см.

, ).Пример 2. Воспользуемся данными из предыдущего примера. По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговый орган сделал вывод, что налогоплательщик неправомерно возместил налог в размере 1 575 540 руб.

На основании решения о привлечении к ответственности налоговая инспекция выставила компании требование о возврате в бюджет излишне полученной в заявительном порядке сумме налога в размере 1 575 540 руб., уплате процентов в размере 63 021,6 руб. и штрафа в размере 315 108 руб.

(1 575 540 руб. х 20%).Общий размер фискальных санкций в данном случае составил 378 129,6 руб. (63 021,6 + 315 108).* * *Подведем итоги. Если в ходе камеральной проверки налоговая инспекция установит, что компания получила из бюджета в заявительном порядке сумму НДС без каких-либо правовых оснований, то помимо повышенных процентов (начисляемых на основании п.

17 ) компании придется уплатить штраф в размере 20% суммы неосновательного возмещенного налога.