В каких случаях я должен уступать трамваю

Каждый водитель должен знать когда уступать трамваю


Трамвай в России сегодня – это рутина социалистического реализма. Вряд ли современные, вновь образовывающиеся, мегаполисы ожидает судьба советских городов XX века, когда на их улицах организовывали трамвайное движение. В III тысячелетии трамвай стал неэкономичным, неэргономичным и небезопасным средством передвижения.

Особенность трамвая заключается в том, что он, согласно ПДД, является субъектом дорожного движения со специализированным статусом. И этот особый статус определяет случаи, когда уступать трамваю дорогу. Существует две дорожные ситуации, когда траектории движения трамвая и безрельсового транспорта пересекаются, и появляется необходимость обозначения чьего-либо приоритета в движении.

Первая ситуация – это пересечение проезжей части с трамвайными путями вне перекрестка. И в подавляющем числе случаев на таких пересечениях трамвай пользуется преимуществом перед обычным транспортом. И только одна дорожная ситуация заставляет водителя трамвая уступать дорогу безрельсовому транспорту: это случай, когда трамвай выезжает из депо.

Вторая ситуация – это пересечение с трамвайными путями в пределах перекрестка.

И в этом случае вопрос о том когда уступать трамваю требует особого рассмотрения. Главный принцип, которым должен руководствоваться водитель безрельсового транспорта, звучит следующим образом:

«При равных (как минимум!) приоритетных возможностях с трамваем ему необходимо уступать дорогу»

.

Иными словами, если безрельсовое и рельсовое транспортные средства находятся в равных ситуациях, то водитель трамвая пользуется приоритетом по отношению к водителю «безрельсовика». Это своеобразное универсальное правило проезда любого типа перекрестка с трамвайными путями – и регулируемого; и нерегулируемого неравнозначного; и нерегулируемого равнозначного.

Из этого правила можно сделать вывод о том, что на перекрестке трамвай не может пользоваться преимуществом перед безрельсовым транспортом лишь в 3-х случаях: 1) если на регулируемом перекрестке ему запрещено движение светофором или регулировщиком; 2) если трамвай двигается по дополнительной секции светофора на основной запрещающий сигнал; 3) если трамвай находится на второстепенной дороге, а безрельсовый транспорт на главной; Таким образом, трамвай не может пользоваться преимуществом в трех описанных случаях на перекрестке, а также вне перекрестка — при выезде из депо.

Прочие случаи должны восприниматься водителями безрельсового транспорта как ситуации, когда уступать трамваю дорогу обязательно. Смотрите также:

Трамвайные рельсы на перекрестке

Допустим, на перекрестке имеются две дорожные полосы. Перед пересечением улиц левая полоса идет на трамвайные пути попутного движения.

То есть, полос становится три: левая превращается в среднюю. По ней можно ехать только прямо.

Если нужно повернуть налево либо развернуться, потребуется переместиться на рельсы. По левой полосе можно также двигаться прямо. Если установлены знаки о направлении движения по полосам, выезд на пути запрещен.

Вы можете двигаться лишь по дороге. На перекрестке может возникнуть сложная ситуация: в движении участвует трамвай, но никаких знаков нет.

Чтобы повернуть налево или развернуться, вам нужно сместиться на рельсы, но нельзя мешать трамваю. Действовать нужно так: если вы уверены, что сможете повернуть или развернуться перед транспортным средством, тогда выполняйте маневр.

Если нет, то пропустите его и поверните налево после того, как он проедет.

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки с трамвайными путями

Добрый день, уважаемый читатель.

В десятой статье серии “Правила проезда перекрестков” речь вновь пойдет о проезде перекрестков, на которых расположены трамвайные пути и организовано движение трамваев.

В предшествующей статье речь шла о выборе правильного положения перед перекрестком, а также рассмотрены перекрестки, регулируемые регулировщиком. Сегодня речь пойдет о других вариантах перекрестков: Напомню, что на перекрестках с трамвайными путями, как и на любых других, необходимо занять правильное положение на проезжей части.

Причем в некоторых случаях автомобиль должен находиться прямо на трамвайных путях.

Пропускаем пешехода от трамвая.

Пункт 14.6 ПДД

Усть-Каменогорск — один из немногих городов Казахстана, да что там Казахстана, всего СНГ, в котором сохранился и вполне сносно функционирует трамвайный парк.

Учитывая не совсем замечательную экологическую ситуацию, электротранспорт весьма полезен в плане снижения нагрузки на атмосферу. Да и пассажирам удобно — трамваи не стоят в пробках. Холодно правда в них зимой. По крайней мере было, когда я ездил на трамвае в последний раз много лет назад. Но сегодня мы не про это. В каждом городе есть свои устоявшиеся традиции и нормы, порой отличающиеся от тех, которые закреплены в государственных документах.

Но сегодня мы не про это. В каждом городе есть свои устоявшиеся традиции и нормы, порой отличающиеся от тех, которые закреплены в государственных документах.

Например, у нас в городе все водители останавливаются, когда трамвай открывает двери для посадки и высадки пассажиров. А в Новосибирске, во время моей учебы (до 1993 г.) ситуация была несколько иной.

Когда нам приходилось пользоваться новосибирскими трамваями, нас всегда удивляло, почему при остановке они долго не открывают двери. Просто стоят и стоят, порой минутами. Но однажды мы поняли причину такого странного, на наш усть-каменогорский взгляд, поведения.

Остановившийся трамвай сразу открыл двери и мы с другом шагнули из него вперед на дорогу.

Одновременно с этим, резкий рывок за шиворот дернул нас назад.

В ту же секунду перед глазами, едва не сбив нас, с ревом пронеслось несколько автомобилей! Разгадка оказалась проста — в Новосибирске водители автотранспорта не останавливались и не уступали дорогу пассажирам общественного транспорта ( в те времена, не знаю как сейчас). Во избежании несчастных случаев водители трамваев не открывали двери на остановках, пока была опасность пассажирам попасть под колеса.

На наше счастье, увидев наш безбашенный выход, мужчина, стоявший сзади, схватил обеих за шкирку и очень вовремя втащил обратно.

Какова же ситуация на данный момент?

Давайте вспомним, как сейчас звучат правила дорожного движения в части пропуска пешеходов к/от транспортного средства (в РФ и Казахстане одинаково): 14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В чем есть нюансы и какие ошибки допускают водители, особенно получившие права давно: — иногда встречается мнение, оставшееся с советских времен, что в случае наличия посадочной площадки пешеходам можно дорогу не уступать. Как видим — это неверное мнение; — водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к месту посадки к еще не остановившемуся маршрутному транспортному средству.

Как видим — это неверное мнение; — водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к месту посадки к еще не остановившемуся маршрутному транспортному средству. Это не так, водитель должен уступать дорогу пешеходам, идущим к уже стоящему транспортному средству.

Впрочем, с точки зрения дорожной культуры, когда трамвай еще подъезжает к остановке, но пешеходы уже начинают движение, то лучше им уступить.

Но если не получилось, и вас пытаются наказать — читаем букву правил дословно.

Здесь также есть нюанс — с формальной точки зрения, если транспортное средство (т.е.

трамвай) закрыло двери и поехало, то пассажиров уже можно не пропускать.

Делать это или нет — уже на ваше усмотрение; — самое популярное заблуждение — водитель должен дождаться, пока транспортное средство закроет двери, только после этого начать движение. Эта картина в городе наблюдается часто, особенно когда впереди красный светофор и трамвай просто стоит, открыв двери и ожидая клиентов, а вместе с ним стоят особо бдительные водители.

Согласно п. 14.6. ждать закрытия дверей необязательно. Здесь важно верное понимание термина «уступить» — «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Конкретно в нашей ситуации, если вы проехали перед открытыми дверями, когда никто не выходил или не шел к транспортному средству, то вы не создали ему помех, значит не нарушили ПДД. Хочу отметить сразу, что я не юрист, могу заблуждаться, поэтому если у кого то будет иная трактовка этого пункта правил, с удовольствием готов обсудить.

Пишите в комментарии. Подписаться на новости: Ваша оценка?

(12 оценок, среднее: 4,08 из 5) Поделиться ссылкой:

Вопросы про трамваи в билетах ПДД 2019

27-05-2019, 22:00 При наличии Т-образного светофора, трамваи и другие маршрутные ТС обязаны руководствоваться сигналами этого светофора. В данной ситуации трамваю запрещено движение (на Т-образном светофоре горят только верхние сигналы).

27-05-2019, 19:02 Перед нами перекресток равнозначных дорог: светофора нет, регулировщика нет, знаков приоритета тоже нет, дорожное покрытие пересекаемых дорог одинаковое. 12-04-2019, 17:08 Светофора или регулировщика нет. Знаков приоритета нет. Дорожное покрытие одинаковое.

Все это означает, что перед нами типичный перекресток равнозначных дорог. Именно с определения типа перекрестка необходимо начинать в таких случаях рассуждения.

13-12-2017, 08:48 Трамвай, помимо того, что едет по рельсам и не имеет возможности свободного маневрирования, еще и является маршрутным транспортным средством. А это значит — трамвай должен минимум времени проводить в пробках и в ожидании других участников движения.

13-12-2017, 08:47 Для начала необходимо разобраться с типом перекрестка.

При отсутствии светофора или регулировщика, мы руководствуемся имеющимися на перекрестке знаками приоритета. В данном случае стоит знак 2.1 «Главная дорога» с табличкой 8.13 «Направление главной 13-12-2017, 08:47 Перед нами — перекресток равнозначных дорог (светофора нет, регулировщика нет, знаков приоритета нет, покрытие — одинаковое). Это значит, что колесные транспортные средства должны руководствоваться между собой правилом правой руки (помехи справа), 13-12-2017, 08:47 Несмотря на то, что трамвайное движение организовано далеко не везде, и очень многие водители, даже с хорошим стажем вождения, либо вообще с трамваями не встречались, либо пересекались с ними очень редко, — в любом случае нужно ыть готовым к 13-12-2017, 08:46 Несмотря на то, что трамваи встречаются далеко не в каждом (даже большом) населенном пункте, знание теории на эту тему крайне важно.

Ведь необходимо, как минимум, справиться с целым рядом вопросов в экзаменационных билетах про трамваи. А если 13-12-2017, 08:45 Если перед перекрестком нет светофоров (регулировщика) и знаков приоритета, то при одинаковом дорожном покрытии пересекаемых дорог мы руководствуемся здесь правилами проезда равнозначных перекрестков.

13-12-2017, 08:45 Обратимся к 6 разделу ПДД, где подробно рассматриваются особенности светофорного регулирования (и регулировщик, кстати, там же).

Желтый мигающий сигнал светофора информирует водителей о том, что светофор не работает!

Перекресток (или пешеходный 13-12-2017, 08:45 Перед тем, как определять порядок разъезда на этом перекрестке, необходимо обратиться к 6 разделу ПДД и вспомнить, что означает мигание желтого сигнала светофора. Не надо путать мигающий желтый сигнал с промежуточным желтым сигналом, который 13-12-2017, 08:44 Перед нами регулируемый перекресток, где для регулирования движения трамваев применяется специальный светофор. Обязательно обращайте на него внимание.

Многие рассуждают, что мы, не являясь водителями трамваев, можем игнорировать сигналы т-образного 13-12-2017, 08:44 Перед нами перекресток равнозначных дорог (светофора нет, регулировщика нет, знаков приоритета тоже не видно), где обычные транспортные средства разбираются друг с другом согласно просто правила помехи справа.

Однако, в ситуациях, когда обычная 13-12-2017, 08:43 Во всех случаях, когда наши с трамваем траектории движения пересекаются, а светофор (или регулировщик) разрешают двигаться и ему, и нам, — мы обязаны уступать дорогу трамваю.

В данной ситуации на картинке как раз такой случай. Горит зеленый сигнал 13-12-2017, 08:43 Вновь перед нами перекресток равнозначных дорог. Как уже встречалось во многих вопросах с трамваями, если мы оказываемся с этими рельсовыми транспортными средствами в равнозначных условиях — трамваи всегда получают преимущество в движении.

И это не 13-12-2017, 08:43 Перед нами регулируемый перекресток. При повороте налево легковой автомобиль обязан уступить нам дорогу (мы для него «встречка», простым языком). Что касательно трамвая, то во всех одинаковых условиях движения, когда наши траектории пересекаются, он 13-12-2017, 08:43 Трамвай, выезжающий из депо — эта ситуация сродни той, когда мы выезжаем с прилегающей территории.

При этом мы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам (и пешеходам, кстати, тоже). Вот и трамвай, выезжающий со своей прилегающей территории 13-12-2017, 08:41 Во всех случаях, когда мы с трамваем находимся в равнозначных условиях, он имеет перед нами (имеются ввиду, конечно, колесные транспортные средства) преимущество в движении. В данной ситуации перед нами перекресток равнозначных дорог 13-12-2017, 08:40 Перед нами регулируемый перекресток, порядок движения на котором определяется в данный момент сигналами светофора (справа).

Правила гласят, что если светофор разрешает движение нам и трамваю одновременно, то мы обязаны уступить ему дорогу. Все 13-12-2017, 08:37 Ну вот и встретились два самых «любимых» у курсантов товарища — трамвай и регулировщик. Начнем с того, что на этом регулируемом перекрестке в данный момент порядок движения определяется тем, что показывает инспектор.

Начнем с того, что на этом регулируемом перекрестке в данный момент порядок движения определяется тем, что показывает инспектор.

Такое положение регулировщика 1 Вопросы про трамваи в билетах ПДД — одни из самых «любимых» у тех, кто готовится к экзамену.

Связано это с тем, что трамвайное движение организовано только в больших городах, в том время как очень многие водители проходят обучение и потом долгое время не выезжают из своих провинциальных городов.

О трамваях они знают только в теории. Однако, это не делает знания правил движения трамваев менее важными, даже если в Вашем городе такие участники движения не встречаются.Трамвай — в первую очередь, — это маршрутное транспортное средство. За счет этого он получает все соответствующие привелегии, а его низкие маневренные способности заставляют нас как можно меньше времени проводить на трамвайных путях.

Давайте посмотрим, какие вопросы про трамваи нам предлагают создатели билетов ПДД © 2019 Все права защищены Внимание! Информация, представленная на ресурсе, касается Правил Дорожного Движения Российской Федерации!

Vopros-pdd.info — информационный проект, цель которого помочь в подготовке к теоретическому экзамену по ПДД в автошколе, напомнить и разъяснить некоторые спорные или непонятные вопросы в билетах, а также своевременно оповестить о том, какие новые изменения в ПДД произошли, и как эти изменения отразились в экзаменационных билетах. Комментарии ко всем вопросам составлены действующими преподавателями автошкол и сформулированы по возможности простым понятным языком Увидели ошибку?

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Когда уступать дорогу трамваям?

В каких случаях нужно уступать дорогу трамваям, а в каких нет.Трамвай всегда имеет преимущество перед безрельсовым транспортом кроме трех случаев:

  1. когда трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге;
  2. когда трамвай движется на стрелку, включенную в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора. Трамвай в этом случае должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
  3. когда трамвай выезжает из депо и трамвайные пути пересекают проезжую часть (пункты 18.1 и 13.6. ПДД)

Первый случай относится к проезду регулируемых перекрестков, второй случай – к проезду нерегулируемых перекрестков. Следует обратить внимание, что на равнозначном перекрестке правило «помеха справа» действует только при разъезде с безрельсовыми транспортными средствами. Трамвай может оказаться на равнозначном перекрестке с любой стороны и в любом случае вы обязаны уступить ему дорогу.Когда сигнал светофора на перекрестке разрешает движение одновременно трамваю и безрельсовому ТС, а траектории их движения пересекаются, то трамвай имеет преимущество, независимо от направления своего движения (п.

13.6 ПДД). Например, при попутном с вами направлении, трамвай движется прямо, а вам на перекрестке нужно повернуть налево, через трамвайные пути – у трамвая преимущество. Или же трамвай поворачивает на перекрестке направо, а вам нужно прямо, через трамвайные пути – в этой ситуации у трамвая также преимущество. Трамвай на регулируемом перекрестке всегда едет первым, кроме случая его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, которая включена одновременно с красным или желтым сигналом.В Орске на всех основных улицах есть трамвайное движение.

Выездов из депо два: в районе ост.

«Ул. Красная» и пересечение улиц Чернышева/Короленко.Примеры проезда некоторых перекрестков с движением трамваев в Орске.Перекресток на пересечении пр. Ленина/ул. Нефтяников. На этом перекрестке при движении трамвая со стороны ост. «Маг. «Луч» и повороте налево на улицу Нефтяников – дорогу трамваю уступают автомобили едущие прямо по пр.

Ленина в сторону ост. «Маг. «Луч». Также и при движении трамвая со стороны ост.

«ДК Нефтехимиков» и повороте направо на ул. Нефтяников – дорогу трамваю уступают автомобили едущие прямо по пр.

Ленина в сторону ост. «Маг. «Луч». Правило «помеха справа» для трамвая не действует.

На этом перекрестке есть стрелка. Когда трамвай движется направо по стрелке, он должен уступать автомобилям, движущимся слева по ул.

Нефтяников. Но участок ул. Нефтяников со стороны ул. Новосибирской односторонний, оттуда движение запрещено.Перекресток на пересечении пр.

Ленина/ул. Краматорская. На этом перекрестке при движении трамвая со стороны ост.

«Пл. Комсомольская» и повороте налево на улицу Краматорская – трамвай уступает дорогу автомобилям, едущим прямо по ул. Краматорской в сторону ул. Новосибирской.

Потому что перед поворотом стоит знак «Уступи дорогу». А при повороте трамвая направо с ул. Краматорской на проспект Ленина – дорогу трамваю уступают автомобили едущие прямо по ул. Краматорской в сторону улицы. Новосибирской.Перекресток на площади Гагарина. На этом перекрестке при движении трамвая со стороны путепровода и повороте направо в Старый город – дорогу трамваю уступают автомобили, едущие как в сторону путепровода, так и со стороны путепровода.

На этом перекрестке при движении трамвая со стороны путепровода и повороте направо в Старый город – дорогу трамваю уступают автомобили, едущие как в сторону путепровода, так и со стороны путепровода. То же самое и при движении трамвая со стороны Старого города направо на ул Строителей и налево на путепровод.

Правило «помеха справа» для трамвая не действует.Перекресток на пересечении ул. Орское шоссе/ул. Елшанская. На этом тройном перекрестке движение регулируется светофором, все понятно.

Когда трамвай движется со стороны ТЭЦ к светофору, он должен уступать автомобилям, движущимся налево под мост на улицу Союзная.

У трамвая стоит знак «Уступи дорогу».

Для пешеходов

Не только управляющие автомобилями, но и пешеходы во избежание ДТП обязаны знать, как вести себя на рельсах, и в каком случае лучше повременить с переходом.

Трамвай – это источник повышенного риска. Для идущих через пути людей существует два основных пункта ПДД – 4.6 и 4.7. При ходьбе по трамвайным рельсам пешеход не имеет права задерживаться на них, и тем более останавливаться.

Такое действие можно совершить, только если оно поможет в обеспечении безопасности движения. Если человек не успел завершить пересечение дороги, ожидать следующего подходящего момента можно только на «островке безопасности» или разделительной линии встречных потоков, но ни в коем случае не на путях. При приближении к пешеходу автомобиля с работающим звуковым сигналом (сиреной) и синим маячком, следует воздержаться от пересечения дороги, а при нахождении на ней или на рельсовом полотне необходимо незамедлительно освободить занимаемое пространство.

Это важно, так как на оживленной дороге или при образовании «затора», специальной технике, скорее всего, больше негде будет проехать, кроме как по путям. Разумеется, переходить можно только на переходе, который обозначен соответствующими графическими символами.

Кто из водителей должен уступить дорогу трамваю

Но все же в большинстве случаев безрельсовые ТС обязаны подождать, пока оппонент проследует по своему маршруту.

Требования тоже расписаны в ПДД.

:

  1. Автомобилист, если машина и рельсовое ТС находятся на регулируемом перекрестке. В какую бы сторону ни ехал второй участник движения, он может сделать это первым, так как все остальные должны его пропустить. Правило указано в пункте 13.6 ПДД.
  2. Автомобилист, если он и второй участник движения оказываются на пересечении равнозначных путей. Безрельсовое ТС уступает в любом случае. Даже когда само приближается к оппоненту справа.
  3. Автомобилист, если его транспорт едет в попутном с оппонентом направлении по перекрестку неравнозначных путей. Неважно, поворачивает рельсовое ТС или движется прямо, у него есть преимущество. Оно имеет приоритет и в случае, когда едет навстречу автомобилю, и оба находятся на таком же перекрестке.

Перечисленные ситуации относятся также к тем, кто управляет мотоциклом, мопедом, трактором, велосипедом, грузовиком.

Правила объединяют эту движущуюся технику под общим названием – «безрельсовые ТС».

Трамвай уступает дорогу

По правилам дорожного движения, трамвай теряет преимущество в трех ситуациях:

  1. при движении на сигнал стрелки, включающейся на светофоре вместе с красным или желтым светом. транспорту, идущему с остальных направлений;
  2. на выезде из депо, при пересечении дороги путями.
  3. при подъезде к перекрестку по второстепенной дороге;

Равнозначный перекресток с трамвайными путями

При проезде нерегулируемых равнозначных перекрестков с трамвайными путями применяются пункты 13.11 и 13.111 правил дорожного движения: 13.11.

На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения. 13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. В данном случае водители автомобилей должны уступать дорогу абсолютно всем трамваям, с которыми пересекаются их траектории.

Обратите внимание, с 8 ноября 2017 года начал действовать пункт 13.111 ПДД, относящийся к равнозначным перекресткам с круговым движением. На таких перекрестках трамвай должен при въезде на перекресток уступить дорогу автомобилям, движущимся по кругу.

Ну а в следующей статье серии рассмотрен выбор правильного места для остановки перед перекрестком.

Удачи на дорогах! Источник: https://pddmaster.ru/pdd/perekrestok-tramvai.html

Когда и как уступать дорогу трамваю. А вы так «У»меете?

Трамвай весит как сорок взрослых зубров. Остановить его в экстренном случае сразу невозможно: длина тормозного пути при номинальной нагрузке со скорости в 40 км/ч составляет до 60 метров!

Намек ясен — только аккуратные действия автомобилиста могут предотвратить ДТП.

Очередное занятие с курсанткой Екатериной было посвящено развороту, а также поворотам через трамвайные пути (пропуск выходящих/заходящих в трамваи пассажиров — отдельная тема).

Как оказалось, многие опытные автомобилисты не знают элементарных правил, например когда можно, а когда нельзя выезжать на рельсы. По пути к месту проведения занятия наша очаровательная курсантка Екатерина эмоционально рассказывает о недавних ситуациях на дороге. Так обычно бывает с начинающими водителями (девушка получила права более двух лет назад, но реально ездит около месяца).

Дома на кухне, со знакомыми в кафе, с подругами по телефону все разговоры сводятся к одному.

Она вспоминает недавний случай с трамваями: «Ехала недалеко от Дворца молодежи. Я уже даже подзабыла, как надо действовать.

Брат напомнил: трамвай включил „аварийку“ — притормаживай, значит, сейчас будут выходить люди».

Особенность трамвайных аварий в том, что часто сбивают людей, выходящих из вагона, иногородние водители. У них нет опыта пропуска в таких ситуациях пешеходов, потому что эти пункты ПДД подзабылись, а в населенных пунктах виновников ДТП трамвайного движения нет.

— Начнем с самого простого — движения прямо.

Оно по трамвайным путям разрешено в одном случае: если все полосы заняты, — напоминает Юрий Краснов. — То есть в случае заторовой ситуации можете смело выезжать на рельсы.

А вот двигаться по попутным рельсам на обозначенном перекрестке нельзя. Аккурат в этот момент наблюдаем картину, как перед площадью Я.

Коласа водитель внедорожника решает объехать очередь из поворачивающих налево по путям. — Это как раз таки нарушение, — вывод преподавателя был однозначным. — Данный водитель нарушил ПДД.

Он просто решил не стоять, как все, а быть первым, объехать очередь. Распространенный маневр торопливых автомобилистов. Интересно, что в Германии водители часто вынуждены выезжать на трамвайные пути.

Туда их направляют разметка и знаки. Разумеется, пути выполнены «в ноль», поэтому неприятных стыков нет.

Причем вагоны и машины друг другу абсолютно не мешают. Но вернемся на минские улицы.

Екатерине предстоит выполнить поворот налево с ул.

Я. Коласа на ул. Дорошевича. Впереди водитель Dacia с могилевскими номерами выехал на пути, но, увидев встречный трамвай, неуклюже стал сдавать назад.

— Видишь, незнание банальных пунктов ПДД поставило парня в затруднительное положение, — обращает внимание инструктор.

— По правилам он вообще не мог выезжать на рельсы, поскольку перед перекрестком установлен знак 5.8.1 «Направления движения по полосам». Екатерина не торопится и в итоге оказывается права.

Ее алгоритм был одобрен Юрием Красновым: сначала смотрит в зеркало заднего вида — проверяет, не приближается ли сзади трамвай или какой-нибудь автомобиль; взгляд вперед определяет, нет ли встречных транспортных средств; затем, собственно, осуществляется сам маневр. — А если кто-то все же нарушит и начнет поворачивать налево перед нами?

— спрашиваем. — Реагируйте спокойно, — советует преподаватель, который всегда призывает к доброжелательности за рулем. — Дайте ему проехать и выполняйте маневр.

Далее курсантка поворачивает налево на непростом перекрестке улиц Я.

Коласа — Хмельницкого. Здесь нет знака 5.8.1, и девушка решительно выезжает на рельсы.

Движение не было интенсивным, и маневр дался безболезненно, хотя в час пик тут непросто. Но в данном случае нам не приходилось штурмовать пути, иногда выложенные бетонными плитами.

Это похлеще «спящего полицейского»! Но у инструктора и для такой ситуации есть совет: притормаживайте практически до полной остановки в «своей» полосе, невзирая на недовольство задних водителей, а затем аккуратно пересекайте рельсы.

Следующее упражнение касается поворота направо. Казалось бы, что здесь сложного?

Ан нет! Водители иногда попадают в ловушку стереотипов. Обычно в этом случае они уступают только пешеходам, но забывают про ситуацию, когда пути расположены справа, обособленно от проезжей части (например, на Логойском тракте, пр.

Машерова и т. д.), и нужно уступать трамваям. В результате происходят типичные аварии, видео которых постоянно демонстрирует трамвайный парк. Чтобы правильная схема действий отложилась в памяти курсантки, решаем закрепить маневр на практике.

Одно из наиболее аварийных мест расположено на пр. Машерова возле круглосуточного магазина известной сети. Специально дождались трамвая, чтобы все было по-честному.

Екатерина поворачивает направо. Кажется, в этот момент лицевые мышцы водителя трамвая напряглись как у культуриста на международных соревнованиях. Но наша девушка не дала повода для беспокойства: притормозила, пропуская вагончик.

А начала движение только убедившись, что трамваев с обеих сторон нет. Вот все бы так! Наконец, изучаем особенности самого сложного маневра — разворота через трамвайные пути.

— Не все водители знают, что могут совершать этот маневр практически в любом месте трамвайных путей, — говорит преподаватель. — Но есть исключения: например, нельзя разворачиваться в зоне остановочного пункта и действия знака 4.1.1 «Движение прямо», установленного за перекрестком (в этом случае разворачиваться запрещено до следующего обозначенного перекрестка). Юрий Краснов решает сам продемонстрировать, как выполнять непростой маневр: «Часто я использую трамвай как помощника.

Смотрите: он притормаживает возле остановки, вынуждая замереть попутные автомобили. А мне как раз такой пробел и нужен».

Инструктор просит обратить особое внимание на два ключевых момента.

Во-первых, перед выездом на трамвайные пути надо обязательно смотреть в зеркало заднего вида. И помнить, что ехать может не только вагончик, но и нарушитель на крутом кроссовере.

Во-вторых, нужно внимательно следить за встречными транспортными средствами — из-за трамвая в любой момент может показаться автомобиль. При этом следует иметь в виду, что есть лихачи, которые совершают обгон по встречным путям.

Сначала Екатерина почувствовала себя неловко: «Ой, у вас все так легко получается, а у меня…» или «Я боюсь эту штуку с рогами». Робость в действиях девушки сказывалась на скорости выполнения маневра.

Однако потом все пошло лучше. Юрий Краснов научил ее подстраиваться под поток. Например, чтобы при движении двух групп автомобилей попасть в «зазор», нужно чуть-чуть подъехать и развернуться.

Никому при этом вы не помешаете. В конце девушка радовалась: «Это крутотень! Всегда буду так делать». Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции.

Особенности маневренности на дорогах, содержащих трамвайные пути

Особенно сложными для многих остаются вопросы маневренности на тех участках, на которых есть трамвайные пути.

Согласно Правилам, если слева по ходу движения автомобиля проложены рельсы на одном уровне с общим дорожным полотном, тогда для обгона или объезда впереди идущего автомобиля при отсутствии на путях трамвая, водитель может заехать на те участки, которые касаются попутного движения.

Выезд на встречное направление категорически запрещен!

Проблемными же остаются вопросы перекрёстков, поворотов и разворотов.

Правилами предписано, что для подготовки к повороту/развороту автомобиль переходит на трамвайные пути попутного направления и совершает маневр уже с них (если нет знака «Направления движения по полосе»).