Международные нормы


В современном международном праве экстрадиция, по общему положению, является правом, а не обязанностью государства. На выдачу с большой долей вероятности можно рассчитывать при совпадении нескольких условий:

  1. преступник является ее гражданином;
  2. преступления являются наказуемыми по законодательству обеих стран.
  3. преступное деяние совершено на территории заинтересованной стороны;
  4. деяние повлекло вред государству или его гражданам;

Однако часто экстрадиция запрещается на конституционном уровне, Россия своих граждан, например, не выдает. Согласно Конвенции от 1957 года преследуемых по политическим мотивам может быть присвоен особый статус.Высок процент выдачи преступников там, где между государствами действует соответствующее соглашение. У России они заключены с 65 странами, а это меньше трети от всей численности государств.

Страны, с которыми США имеют соглашение об экстрадиции

МОСКВА, 11 апр — РИА Новости.

МИД России в четверг рекомендовало россиянам не ездить в страны, имеющие с США договоры о взаимной выдаче, из-за антироссийских санкций; в общей сложности США заключили такие соглашения со 111 из 193 стран мира. Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону 8 800 350-84-13 доб.

504 (консультация бесплатно) Ниже приводится справочная информация.

Экстрадицией (лат. extraditio) в международном праве называют передачу государству лица, совершившего уголовное или международное преступление, для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного в отношении него приговора суда.

Условия и порядок выдачи преступников регламентируются международным договором и национальным законодательством.

Согласно общепризнанным принципам международного права экстрадиция не допускается в те государства, где выдаваемому лицу может угрожать смертная казнь или применение пыток.

10 апреля 2014 года МИД РФ опубликовало сообщение, согласно которому рекомендовало россиянам не ездить в страны, имеющие с США договоры о взаимной выдаче, из-за антироссийских санкций. Ведомство обращает внимание на то, что в последнее время угроза подвергнуться задержанию или аресту по запросам американских правоохранительных органов и спецслужб существенно возросла из-за антироссийских санкций США.

Ведомство обращает внимание на то, что в последнее время угроза подвергнуться задержанию или аресту по запросам американских правоохранительных органов и спецслужб существенно возросла из-за антироссийских санкций США.

МИД РФ подчеркивает, что американская сторона не информирует российские власти о выдвинутых против граждан России обвинениях, а также во многих случаях не уведомляет об их задержании консульские учреждения России. Соединенные Штаты Америки имеют соглашения об экстрадиции с более 100 странами, в число которых входят страны Евросоюза. С 1 февраля 2010 года действует специальное соглашение об экстрадиции с Европейским Союзом.

С 1996 года существует также договор об экстрадиции с Гонконгом, который является специальным административным районом КНР (с самой КНР такого соглашения у США нет). Существовавший с 1902 года договор между США и Югославией признается в отношении Хорватии и Боснии и Герцеговины.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Публикации

Теги: , , , , , , КонтекстВ последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками. Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?

Экстрадиция Экстрадиция – выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора.

Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти. Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат.

Наоборот, все только усложняется. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД.

Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в

«финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой»

. Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» — Сергей Миронов, ЛДПР – Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ – Сергей Шойгу. Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы.

Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области. Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью.

Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца. Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.

И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.

Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право. Правовое обоснование Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.

Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.

Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник.

Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может. Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.

Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры. При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира.

Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами – членами Интерпола. Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения.

В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры. Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.

Российская Федерация Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.

Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников.

Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.

Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д. Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной.

По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е.

процент эффективности этого института для нас – менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.

Одна из причин этих неудач – отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования. Гораздо активнее идет обратный процесс — экстрадиция из России.

Гораздо активнее идет обратный процесс — экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год. По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом.

В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.

Страны Евросоюза Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.

Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания. Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года.

Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде.

а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас. Великобритания Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию.

Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.

Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции. В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.

Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями. США В идеале, России следовало бы брать пример с США.

Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства. Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях — таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.

Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам.

С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер. Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция.

Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства.

В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США. К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился.
Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество.

В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда. Украина Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.

После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.

Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.

Итог Таким образом, ни о каких единых международных правилах выдачи обвиняемых и подозреваемых в преступлениях говорить пока, к сожалению, не приходится. А активность отдельных стран по лоббированию собственных интересов на этом фронте, по оценкам юристов, скорее уменьшает шансы на появление реально действенного универсального правового механизма экстрадиции в обозримом будущем. В таких условиях самым эффективным методом возвращения на родину весомых правонарушителей оказывается не юридические, а дипломатические каналы и т.н.

«обмен преступниками». До четкости Рамзеса II в исполнении международных договоров современному миру, к прискорбию юристов, еще далеко.СоцсетиДобавить в блогПереслать эту новостьДобавить в закладкиДобавить в блогКод для публикации: В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.16:46 25.05.2016Как это будет выглядеть: В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.16:46 25.05.2016Переслать эту новость

  1. E-mail
  2. E-mail доставки
  3. Ваше Имя

Текст на картинкеВсе поля обязательные для заполнения!Спасибо! Сообщение успешно отправлено.Прислать свою новость

  1. E-mail
  2. Ваше Имя

Текст вопросаТекст на картинкеВсе поля обязательные для заполнения!Спасибо! Сообщение успешно отправлено.Добавить в закладкиГлавные новости20:30 17.01.202019:06 17.01.202019:11 17.01.2020

Украина выходит из системы розыска СНГ

Озвучить текст Выделить главное вкл выкл МВД Украины прекращает участие своей страны в договоре о взаимодействии МВД стран — участниц СНГ в сфере обмена информацией с 24 августа 2015 года.

По словам главы МВД Арсена Авакова, всем странам — членам СНГ будут направлены предложения о сотрудничестве в сфере обмена информации и розыска подозреваемых в странах СНГ на основе двусторонних соглашений.

В МВД РФ заявления украинского коллеги не комментируют. — Сейчас взаимодействие с украинскими коллегами продолжается в рамках ранее заключенных межправительственных соглашений, — заявили «Известиям» в МВД РФ.

Глава МВД Украины Арсен Аваков намерен предложить России уже в августе начать вести розыск подозреваемых в странах СНГ в рамках международной системы Интерпол. По мнению Авакова, нынешняя система розыска преступников, которая функционирует в СНГ, не устраивает Украину, так как на сегодняшний день Россией игнорируются документы о розыске, которые запрашивал Киев.

А это, по мнению МВД Украины, нарушает все установленные процедуры.Однако в российских правоохранительных органах «Известиям» заявили, что г-н Аваков лукавит, когда утверждает, что система обмена подозреваемыми между двумя странами не работает. Так, за шесть месяцев 2015 года Генпрокуратурой России было принято 25 решений о выдаче на Украину. В свою очередь, украинские правоохранители решили выдать России 12 беглецов, скрывающихся от следственных органов и суда.Сейчас между МВД России и Украины действуют четыре договора о правовом взаимодействии с украинскими ведомствами:

«О сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств»

, «О сотрудничестве между органами внутренних дел в приграничных территориях», «О миграционном взаимодействии», «О сотрудничестве между МВД России и МВД Украины».В рамках этих договоров полицейские двух стран обмениваются оперативной информацией о наркоторговцах, скупщиках краденых автомобилей, проверяют межгосударственные базы данных без вести пропавших, а также беглых преступников.

— Весь 2014 год и последние месяцы 2015 года информационный обмен между представителями МВД Украины и России не прекращался. Специалисты ГИЦ МВД РФ обрабатывают все запросы Украины, поступающие по системе информационного обмена данными, — заявил собеседник «Известий» в правоохранительных органах.В Межгосударственном информационном банке СНГ находится более 68 млн объектов учета.

По данным же экспертов, ежегодный прирост объема сведений составляет примерно 3%. А среднее количество обращений к базам учета ежегодно составляет более 1 млн. В 2010 году в столице Казахстана Астане было подписано соглашение Совета глав правительств государств — участников СНГ

«Об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью»

.

— Украина была одной из сторон, подписавшей данное соглашение. А сейчас, когда столько сделано для совместной борьбы с преступностью, с каждым годом база пополняется новыми данными, наши соседи «громко хлопают дверью», — говорит собеседник «Известий» из МВД РФ.По словам юриста Романа Вернеги, после выхода Украины (из Договора о взаимодействии МВД стран — участниц СНГ в сфере обмена информацией) розыск и задержание злоумышленников на территории двух стран, скорее всего, будет продолжен, но уже в другом правовом поле. — Обмен информацией уже будет идти между министерствами внутренних дел России и Украины при посредничестве или в рамках договоров Интерпола, — рассказывает Вернеги.Однако остается неясным, кто и как будет координировать эту работу в России и на Украине.

По информации «Известий», еще в начале 2015 года официальные представители МВД двух стран, которые отвечали за информационный обмен, были отозваны из диппредставительств в Москве и Киеве.

Поделиться: Подпишитесь и получайте новости первыми

Статьи

ЭКСТРАДИЦИЯ В УКРАИНУ И ИЗ УКРАИНЫ Так, Конституцией Украины гарантировано, что никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 29). Частью 1 ст. 9 Конституции установлено, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Поэтому ч. 2 ст. 19 Закона Украины от 29 июня 2004 г. N 1906-IV «О международных договорах Украины» определено, что в случае, если международным договором Украины, который вступил в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем предусмотренные в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора. Кроме норм Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее — УПК) и ст.

10 Уголовного кодекса Украины (далее — УК) вопросы, связанные с ограничением права человека на свободу передвижения и личную неприкосновенность (задержание, заключение под стражу), регулируются также действующими международными договорами Украины, в частности Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 г. и Дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг., ратифицированными Законом Украины от 16 января 1998 г.

N 43/98-ВР с заявлениями и оговорками (далее — Европейская конвенция), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., заключенной в г. Минске и ратифицированной Законом Украины от 10 ноября 1994 г.

N 240/94-ВР, двусторонними договорами Украины с другими государствами, многосторонними специальными договорами о противодействии отдельным видам преступлений (например, Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., ратифицировано Постановлением Верховной Рады Украины от 25 апреля 1991 г.
N 240/94-ВР, двусторонними договорами Украины с другими государствами, многосторонними специальными договорами о противодействии отдельным видам преступлений (например, Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., ратифицировано Постановлением Верховной Рады Украины от 25 апреля 1991 г.

N 1000-XII. Решая вопрос о том, подлежит ли рассмотрению в судебном порядке тот или иной вопрос, связанный с выдачей лиц другим государствам, необходимо исходить из соответствующих положений Основного Закона, иного национального законодательства, в том числе Европейской конвенции или других международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или договоров бывшего СССР, которые применяются Украиной в порядке правопреемства в соответствии с Законом Украины от 12 сентября 1991 г. N 1543-XII «О правопреемстве Украины». При этом судам следует выяснять, заключен ли между Украиной и государством, которое направило запрос, соответствующий договор и какой именно порядок решения вопросов, связанных с экстрадицией, в нем предусмотрен.

Судам необходимо иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 10 УК иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Украине, совершивших преступления вне пределов Украины и находящихся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и передачи в суд или переданы для отбывания наказания лишь в случае, если такая выдача или передача предусмотренные международными договорами Украины. Следует также помнить, что согласно ч.

3 ст. 25 Конституции гражданин Украины не может быть выдан другому государству. Учитывая, что действующим законодательством судам не предоставлены полномочия по самостоятельному решению вопроса о предоставлении разрешения на выдачу лиц и в соответствии со ст. 22 Европейской конвенции и аналогичных положений других международных договоров Украины процедура по их выдачи регулируется исключительно законодательством стороны, к которой обращаются с запросом, суды не вправе решать такие вопросы.

Не могут они по собственной инициативе решать и вопрос об избрании меры пресечения в отношении лиц, которые подлежат выдаче или передаче, в том числе и содержания под стражей, поскольку такие меры применяются только по делам, находящимся в производстве компетентных органов Украины. Учитывая то, что в Украине лицо может находиться под стражей более трех суток лишь по мотивированному решению суда, и имея в виду, что по смыслу ч.

2 ст. 29 Конституции такое решение может быть принято только компетентным судом Украины, суды должны принимать к своему производству и рассматривать по существу представления прокуроров или согласованные с ними представления органов, которые выполняют запросы других государств о выдаче, предоставления разрешения на задержание лиц и доставку их под стражей до компетентного органа иностранного государства. В соответствии со ст. 16 Европейской конвенции и аналогичных положений других международных договоров Украины в некоторых случаях компетентные органы государства, что посылает запрос, могут обращаться с запросом о временном аресте разыскиваемого лица. Компетентные органы государства, к которой обращаются с запросом, решают этот вопрос в соответствии со своим законодательством.

В связи с этим местные суды должны принимать к своему производству и рассматривать по существу представления прокуроров или согласованные с ними представления органов, выполняющих запросы других государств о выдаче, временный арест лиц с целью их доставки под стражей до компетентного органа государства, что посылает запрос, на срок, установленный Европейской конвенцией или другим международным договором.

Рассмотрение судами представления о задержании лица или ее временного ареста производится по правилам, установленным ст.

165-2 УПК. Суды вправе применить правила ч. 4 ст. 165-2 УПК с целью доставки в суд лица, в отношении которого решается вопрос о его задержании (временный арест) с целью выдачи или передачи. Суд должен проверить наличие запроса и соответствующих документов, определенных договором, на основании которых решается вопрос об экстрадиции, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих выдаче или передаче (статьи 2, 3, 6, 10, 11 Европейской конвенции и Дополнительные протоколы к ней 1975 и 1978 гг., ст.

57 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и др.). В частности, выдача задержанных лиц не осуществляется: за политические и военные правонарушения; в связи с истечением сроков давности; когда на территории стороны, к которой обращаются с запросом, вынесен приговор суда или постановление о прекращении дела по тому же обвинению, в связи с предъявлением которого требуется выдача; когда поднимается вопрос о выдаче граждан или лиц без гражданства, которые постоянно проживают в Украине; лиц, которые имеют в Украине статус беженца; если сторона, которая направляет запрос, не предоставит Украине достаточных гарантий того, что приговор с наказанием в виде смертной казни не будет обращен к исполнению в том случае, когда правонарушение, за которое требуется выдача, карается смертной казнью по законодательству государства, которое направляет запрос; преступление, в связи с которым требуется выдача, согласно законодательства стороны, которая запрашивает, или Украины преследуется в порядке частного обвинения; преступление, в связи с совершением которого требуется выдача, наказывается лишением свободы на максимальный срок менее одного года или менее суровым наказанием.

Следует учитывать и другие положения Европейской конвенции или международных договоров по вопросам оказания правовой помощи, которыми предусмотрено право стороны, к которой обращаются с запросом, отказать в выдаче лица.

Согласно ст. 28 Европейской конвенции ее положения заменяют положения любых двусторонних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу правонарушителей между любыми двумя Договаривающимися Сторонами.

Таким образом, если государство, которое обращается с запросом о выдаче, является Стороной Европейской конвенции, положения других двусторонних или многосторонних международных договоров о выдаче могут применяться только в той части, в которой они дополняют положения этой Конвенции. Согласно ч. 3 ст. 29 Конституции суды должны принимать к своему производству и рассматривать по существу жалобы лиц, задержанных на основании запроса другого государства об экстрадиции, на незаконность задержания, а также жалобы их защитников и законных представителей.

Рассмотрение таких жалоб производится по правилам, установленным частями 7 и 8 ст.

106 УПК. Решая вопрос о законности задержания, судья должен учитывать как соответствующие положения УПК о порядке задержания и процессуального его оформления, так и положения соответствующего международного договора, в связи с выполнением которого лицо было задержано, и наличие необходимых документов, на основании которых осуществляется экстрадиция (в частности, запрос о выдаче, решение компетентных органов стороны, обращающегося с запросом, о задержании или аресте лица и т.п.).

Экстрадиция и ее порядок в Украине!

Экстрадиция — это выдача лица совершившего преступление, или если следовать букве закона – это порядок рассмотрения запроса о выдаче лица.

Регулируется экстрадиция главой 44 уголовно процессуального кодекса Украины (УПК Украины).

Порядок экстрадиции охватывает, как и рассмотрение запросов о выдаче граждан других стран, находящихся на территории Украины, так и запросов о выдаче граждан Украины находящихся на территории другого государства, объявленных в розыск. Центральными органами в Украине, которые уполномочены заниматься, вопросами экстрадиции являются, Генеральная прокуратура Украины (ГПУ) и Министерство юстиции Украины (МЮУ).

ГПУ отвечает за экстрадицию подозреваемых, обвиняемых по уголовным производствам во время досудебного расследования, а МЮУ отвечает за экстрадицию подсудимых, осужденных по уголовным производствам в ходе судебного производства или исполнения приговора, то есть лиц уже осужденных.

В их функцию входит: 1) обращаются в компетентные органы иностранных государств з запросами о выдаче лица (экстрадиции), временной выдаче или транзит; 2) рассматривают запросы компетентных органов иностранных государств о выдаче лица (экстрадиции), временной выдаче или транзит и принимают решения по ним; 3) организуют проведение экстрадиционной проверки; 4) организуют прием-передачу лиц, в отношении которых принято решение о выдаче (экстрадиции), временной выдаче или транзит; 5) осуществляют иные полномочия, определенные разделом 44 УПК Украины или международным договором о выдаче лица (экстрадиции). Запрос об экстрадиции лица, как и запрос иностранного государства о выдаче, направляется и рассматривается при условии, что если согласно закону Украины хотя бы за одно из преступлений, в связи с которыми запрашивается выдача, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на максимальный срок не менее одного года или лицо осуждено к наказанию в виде лишения свободы и не отбытый срок составляет не менее четырех месяцев (связано это в первую очередь с экономией средств, затраты на его пересылку будут больше чем ущерб от преступления, которое совершил экстрадируемый). Ходатайство о выдаче лица в Украину готовит следователь, прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законов при проведении досудебного расследования или суд, рассматривающий дело или которым вынесен приговор, с соблюдением требований, предусмотренных УПК Украины и соответствующим международным договором Украины.

Ходатайство о выдаче лица (экстрадиции) передаются в соответствующий центральный орган Украины через соответствующую региональную прокуратуру в десятидневный срок со дня задержания лица на территории иностранного государства.

В указанный срок руководитель соответствующего органа досудебного расследования в составе аппарата Национальной полиции, центрального аппарата органа безопасности, органа, осуществляющего контроль, за соблюдением налогового законодательства, органа Государственного бюро расследований Украины, органа Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, Национального антикоррупционного бюро Украины непосредственно передает Генеральной прокуратуре Украины ходатайство о выдаче лица (экстрадиции). Центральный орган Украины при наличии оснований, предусмотренных международным договором Украины, обращается в компетентный орган иностранного государства с запросом о выдаче лица в Украину.

Запрос о выдаче направляется руководителем центрального органа Украины или уполномоченным им лицом в течение пяти дней со дня получения ходатайства.

Выданное в Украину лицо может быть привлечено к уголовной ответственности или по ней может быть исполнен приговор суда только за те преступления, за которые осуществлена выдача (экстрадиция). Время содержания выданного лица под стражей на территории запрашиваемого государства в связи с решением вопроса о выдаче в Украину, а также время ее этапирования зачисляются в общий срок отбывания наказания, назначенного приговором суда Украины. Права лица, выдача которого запрашивается (выдача лица находящегося на территории Украины по запросу другого государства): Лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о выдаче в иностранное государство, имеет право: 1) знать, в связи, с каким уголовным правонарушением поступил запрос о его выдаче; 2) иметь защитника и свидание с ним в условиях, обеспечивающих конфиденциальность общения, на присутствие защитника во время допросов; 3) в случае задержания — на уведомление близких родственников, членов семьи или других лиц о задержании и месте своего пребывания; 4) участвовать в рассмотрении судом вопросов, связанных с его содержанием под стражей и запросом о его выдаче; 5) знакомиться с запросом о выдаче или получить его копию; 6) обжаловать решение о содержании под стражей, об удовлетворении запроса о выдаче; 7) высказывать в судебном заседании свое мнение по запросу о выдаче; 8) обращаться с просьбой о применении упрощенной процедуры выдачи.

9) Лицу, в отношении которого рассматривается вопрос о выдаче, и которое не владеет государственным языком, обеспечивается право делать заявления, заявлять ходатайства, выступать в суде на языке, которым он владеет.

Пользоваться услугами переводчика, а также получить перевод судебного решения и решения центрального органа Украины на языке, на котором он пользовалась при рассмотрении. Если лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о выдаче, является иностранцем и находится под стражей, то он имеет право на встречи с представителем дипломатическое или консульское учреждение своего государства. Временный арест К задержанному лицу, совершившему преступление за пределами Украины, применяется, судом по ходатайству прокурора, временный арест до сорока суток или другой установленный соответствующим международным договором Украины срок до поступления запроса о его выдаче.

В случае если максимальный срок временного ареста, указанный выше, закончился, а запрос о выдаче этого лица не поступил, лицо подлежит немедленному освобождению из-под ареста. Прекращение временного ареста или пресечения Временный арест или мера пресечения прекращается в случае, если: 1) центральный орган Украины в соответствии с международным договором Украины в установленные сроки не получил запрос о выдаче лица (экстрадиции); 2) при экстрадиционной проверки установлены обстоятельства, при наличии которых выдача лица (экстрадиция) не осуществляется; 3) компетентный орган иностранного государства отказался требовать выдачу лица; 4) центральным органом Украины принято решение об отказе в выдаче лица (экстрадиции).

Упрощенный порядок выдачи лиц из Украины Упрощенный порядок выдачи из Украины лица может быть применен только при наличии письменного заявления такого лица о согласии на выдачу, оформленной в присутствии защитника и утвержденной следственным судьей. В случае получения соответствующего заявления выдача возможна без проведения в полном объеме проверки наличия возможных препятствий для выдачи.

Отказ в выдаче лица (экстрадиции) В выдаче лица иностранному государству отказывается в случае, если: 1) лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, в соответствии с законами Украины на время принятия решения о выдаче (экстрадиции) является гражданином Украины 2) преступление, за которое запрошена выдача, не предусматривает наказания в виде лишения свободы по закону Украины; 3) закончились предусмотренные законом Украины сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности или исполнения приговора за преступление, за которое запрошена выдача; 4) компетентный орган иностранного государства не предоставил по требованию центрального органа Украины дополнительных материалов или данных, без которых невозможно принятие решения по запросу о выдаче (экстрадиции) 5) выдача лица (экстрадиция) противоречит обязательствам Украины по международным договорам Украины; 6) имеются другие основания, предусмотренные международным договором Украины.

Лицо, которому предоставлен статус беженца, статус лица, нуждающегося в дополнительной защите, или ему предоставлена временная защита в Украине, не может быть выдано государству, беженцем из которой оно признано, а также иностранному государству, где его здоровью, жизни или свободе угрожает опасность по признакам расы, вероисповедания (религии), национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, кроме случаев, предусмотренных международным договором Украины. Решение по запросу о выдаче лица (экстрадиции): После изучения материалов экстрадиционной проверки центральный орган Украины принимает решение о выдаче лица (экстрадиции) или отказ в выдаче (экстрадиции) иностранному государству. Решение выносится руководителем центрального органа Украины или уполномоченным им лицом.

О своем решении центральный орган Украины сообщает компетентный орган иностранного государства, а также лицо, в отношении которого оно принято. В случае принятия решения о выдаче (экстрадиции) такому лицу вручается его копия. Если в течение десяти дней указанное решение не обжаловано в суд, организовывается фактическая выдача этого лица компетентным органам иностранного государства.

Решение о выдаче лица (экстрадиции) не может быть принято, если такое лицо подало заявление о признании его беженцем или лицом, нуждающемся в дополнительной защите, или воспользовалось в соответствии с законодательством правом на обжалование решения в отношении указанных статусов, до окончательного рассмотрения заявления, в порядке, установленном законодательством Украины.

Информация о подаче лицом указанных заявлений или обжалования соответствующих решений не предоставляется иностранному государству, на запрос. Решение о выдаче лица (экстрадиции) может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно принято, его защитником или законным представителем к следственному судье, в пределах территориальной юрисдикции которого такое лицо находится под стражей. Если к лицу применена мера пресечения, не связанная, с содержанием под стражей, жалоба на решение о выдаче такого лица (экстрадиции) может быть подана к следственному судье, в пределах территориальной юрисдикции которого находится соответствующий центральный орган Украины.

Рассмотрение жалобы осуществляется следственным судьей в течение пяти дней со дня поступления в суд.

Судебное разбирательство проводится при участии прокурора, проводившего экстрадиционную проверку, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, его защитника или законного представителя, если он участвует в производстве. После принятия решения о выдаче лица (экстрадиции) центральный орган Украины может отсрочить фактическую передачу лица в иностранное государство в случае, если: — лицо, в отношении которого принято решение о выдаче (экстрадиции), привлекается к уголовной ответственности или отбывает наказание в виде лишения или ограничения свободы за другое преступление на территории Украины — до окончания досудебного расследования или судебного производства, отбытия наказания или освобождения от наказания на любых законных основаниях; — лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, тяжело болеет и по состоянию здоровья не может быть выдано, без вреда его здоровью — до его выздоровления.

Передача лица должна быть осуществлена в течение пятнадцати дней с даты, установленной для ее передачи.

Этот срок может быть продлен центральным органом Украины до тридцати дней, после чего лицо подлежит освобождению из-под стражи.

Если компетентный орган иностранного государства по не зависящим от него обстоятельствам не может принять такое лицо, центральный орган Украины устанавливает новую дату передачи в течении пятнадцати дней. С Уважением! Управляющий Адвокатским Бюро «Максима Хартова» Максим Хартов Share this entry

  1. Share on Pinterest
  2. Share on Google+
  3. Share on Vk
  4. Share on Linkedin
  5. Share on Facebook
  6. Share on Reddit
  7. Share by Mail
  8. Share on Twitter
  9. Share on Tumblr

Другие новости политики

07:0005:0201:4600:0423:0022:2322:0021:3221:1020:46 Загрузка.

  1. Александр Москалюкэксперт по конституционному праву
  2. Василий Юрчишин
  3. Константин Бондаренкополитолог
  4. Илья НесходовскийЭксперт «Реанимационного пакета реформ»
  5. Олег Назаренкогендиректор ВААИД
  6. Александр Москалюкэксперт по конституционному праву

Авторские колонки

  1. Денис Поповичжурналист
  2. Леонид Швецполитический обозреватель
  3. Леонид Швецполитический обозреватель
  4. Леонид Швецполитический обозреватель
  5. Александр Радчукполитолог
  6. Александр Радчукполитолог

© 2009—2019 .

Все права защищены и охраняются законом.

Администрация сайта оставляет за собой право не соглашаться с информацией, которая публикуется на сайте, владельцами или авторами которой являются третьи лица.

  1. RU

Пример экстрадиции

В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.

Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса.

К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.