Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок


. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье — комиссия). . Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок её работы, назначается председатель комиссии.

. Особенности создания конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьёй 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ

«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

.

. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

. При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии. . Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа её членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.

Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

. Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.

Аукционная комиссия

по закупкам — это утвержденная заказчиком коллегиальная служба, обеспечивающая организацию и проведение аукциона на высшем уровне и по установленным законодательным нормам, которые определяют исполнителя и заключения госконтракта (муниципального контракта).

Состав комиссии по 44-ФЗ утверждается заказчиком до размещения заявки в количестве 5 человек, которым также назначается председатель и секретарь. В составе комитета должны быть как минимум 3 участника, которые изучали образовательный курс программы по размещению заказов путем переподготовки или повышения профессиональной квалификации.
В составе комитета должны быть как минимум 3 участника, которые изучали образовательный курс программы по размещению заказов путем переподготовки или повышения профессиональной квалификации. Полномочия председателя распространяются на участие в главной деятельности, предусмотренной постановлением, на ведения заседаний и на подписывание протоколов.

Члены совета участвуют во всех заседаниях, рассматривают заявки, принимают участие в проведении аукционных торгов и имеют право на голос по вопросам, находящихся в их компетенции. Секретарь занимается подготовкой заседаний, уведомляет об их проведении всех участников комитета и несет ответственность за ведение протоколов.

Требования к составу

Законом № 44-ФЗ предусмотрены требования к рассматриваемому коллегиальному органу. Требования Описание Требование к численности Число членов аукционной и конкурсной должно составлять не менее пяти человек. Число членов единой комиссии заказчика также должно быть не менее пяти.

В состав других можно включить трех и более человек. Требования к профессиональному составу Необходимо иметь в виду, что предпочтение должно отдаваться тем лицам, которые имеют знания в области закупок или специальные познания об объекте заказа.

Ограничения Также положениями закона предусмотрены ограничения на привлечение определенного рода лиц. К примеру, в работе коллегиального органа не принимают участие лица, которые подали заявки на участие в процедуре, или должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в данной сфере.

Кто должен входить в состав комиссии?

Есть несколько требований относительно профессиональной подготовки специалистов, которые войдут в комиссию.

Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ в состав коллегиального органа заказчик должен включать преимущественно сотрудников, которые обладают специальным образованием или квалификацией в закупочной сфере.

Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями. Кроме того, специалисты комиссии могут и не обладать образованием в сфере закупок.

Кроме того, специалисты комиссии могут и не обладать образованием в сфере закупок. Но могут владеть профессиональными знаниями, имеющими отношение к объекту проводимой закупки. Важно! Заказчик может привлекать экспертов и экспертные организации для оценки заявок участников, но эксперты не могут быть членами аукционной, конкурсной, единой и других подобных комиссий заказчика.

Закон запрещает привлекать в качестве члена комиссии:

  1. должностных лиц контрольного органа, непосредственно осуществляющих контроль в сфере закупок
  2. физических лиц, подавших заявки на участие в таком определении или состоявших в штате организаций, подавших данные заявки
  3. физических лиц, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
  4. физических лиц, на которых способны оказать влияние участники закупки, акционеры этих организаций, члены органов управления, кредиторы
  5. физических лиц, состоящих в браке с руководителем участника закупки, либо являющихся близкими родственниками — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями или усыновленными руководителем участника закупки;
  6. физических лиц, лично заинтересованных в результатах определения поставщиков;

Перечисленные лица имеют (или могут иметь) прямую или косвенную заинтересованность и поэтому не могут быть членами комиссии. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок.

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, создавшего комиссию.

Иное лицо или иной орган заменить члена комиссии не вправе. Также необходимо поступить в случае невозможности исполнения членом комиссии своих обязанностей — в случае смерти, по состоянию здоровья, по причине длительного отсутствия и т.д.

Права и обязанности членов комиссии:

  1. готовить и направлять разъяснения по запросам участников;
  2. присутствовать на заседаниях, за исключением случаев, вызванных уважительными причинами (временная нетрудоспособность, командировка и другие уважительные причины);
  3. проверять правильность содержания протоколов, в том числе правильность отражения в этих протоколах своего выступления;
  4. принимать решения в пределах своей компетенции.
  5. знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, составляющими заявку;
  6. выступать по вопросам повестки дня на заседаниях;

Составление акта по результатам работы приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ

Приемка работ по государственному контракту оформляется актом, подписываемым всеми членами коллегиального органа, а затем руководителем организации-заказчика. В акте приемки должны быть указаны сведения о наименовании, количестве продукции, стоимости за ее единицу, общей цене товаров, наличии либо отсутствии претензий к ее качеству, а также данные о выявленных недостатках.

Форма акта утверждается заказчиком, в нем должны быть указаны данные:

  1. о номере государственного контракта, работы по которому принимаются данным актом;
  2. подписи всех членов приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ.
  3. о стоимости товаров согласно контракту;
  4. о названиях товаров или услуг (работ);
  5. о соответствии результатов требованиям контракта;
  6. о заключении комиссии экспертов (при ее наличии);

Акт может составляться по унифицированной форме КС-14, а также по форме, разработанной заказчиком.

Унифицированный формат не является обязательным, чаще всего его применяют при приемке строительных работ и услуг в данной сфере. При отказе от приемки результатов работ подрядчику должен быть направлен документ с перечислением выявленных недостатков, несоответствий требованиям контракта. Документ составляется в свободной форме, подписывается членами коллегиального органа, к нему должны быть приложены результаты экспертизы.
Документ составляется в свободной форме, подписывается членами коллегиального органа, к нему должны быть приложены результаты экспертизы.

При обнаружении недостатков и отступлений от технического задания, необходимо оформить подписанный заказчиком акт отказа от приемки работ, в который должны быть включены данные:

  1. о сумме неустойки.
  2. о выявленных нарушениях;
  3. о предоставленном сроке для исправления недостатков;
  4. о номере государственного контракта;
  5. о заказчике и подрядчике;

Акт приемки работ должен подписываться всеми членами приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ. Также возможно составление утверждаемого заказчиком письменного обоснования отказа от приемки. Читайте также:

«План-график закупок по 44-ФЗ: как формировать, размещать и вносить изменения»

На практике можно столкнуться с вопросом о том, являются ли акт приемки и накладная взаимозаменяемыми документами.

Право определения порядка оформления результатов приемки работ принадлежит заказчику, который может решить, что итоговым документом будет являться как акт, так и накладная. Приемка выполненных работ является обязательным этапом исполнения госконтракта.

Она может осуществляться посредством специально созданной заказчиком приемочной комиссии по 44-ФЗ, к задачам которой относятся организация приемки работ или услуг, а также поставленной продукции и при необходимости проведение экспертизы. Работе коллегиального органа предшествует издание приказа, а также положения, закрепляющего его обязанности. Результатом работы комиссии является составление акта выполненных работ в свободной форме.

Документация


– основа закупки. Состав, форма и содержание документации полностью зависят от вида и способа закупки. Требования к документации установлены:

  1. в положении о закупке.
  2. в законодательстве,

Общие положения по конкурентным закупкам:

  1. размещаются в ЕИС
  2. доступны неограниченному кругу лиц
  3. сопровождаются документацией
  4. обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком
  5. договор заключается на условиях, предлагаемых в заявках
  6. описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением антимонопольных требований.

Шаг 2.

Решить вопрос о составе

44-ФЗ введено несколько требований к экспертам.

Так, в единой и приемочной комиссии минимальное количество членов — 5 человек.

При формировании конкурсной, аукционной и котировочной — заказчику следует отобрать не менее 3 специалистов. Согласно ст. 39 закона о госзаказах, в состав комиссии, в том числе приемочной, должны входить лица, имеющие определенный уровень подготовки в этой сфере, а также обладающие особыми знаниями об объекте закупки. Сколько специально подготовленных специалистов должно быть, не указано, но желательно, чтобы их было не менее 50%.

Место работы эксперта роли не играет: это может быть сотрудник любой другой незаинтересованной в результатах закупки организации.

В то же время заказчику запрещено привлекать граждан, которые:

  1. организовывают/проводят закупки;
  2. лично заинтересованы или могут повлиять на результаты определения исполнителя контракта;
  3. наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов;
  4. соответствуют иным критериям, перечисленным в ч. 6 ст. 39 закона.

Если будет установлено, что комиссия сформирована некорректно, неподходящих лиц придется заменить на тех специалистов, которые соответствуют установленным требованиям.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

До принятия ФЗ-44 экспертизу необходимо было проводить по всем контрактам, сейчас это правило убрали.

Сейчас приемочная комиссия обязана привлекать экспертов при закупке у единственного поставщика, кроме ряда исключений, предусмотренных законодательством.

Исключениями являются, например, случаи закупки услуг экспертных организаций или разработки проектной документации объекта капитального строительства.Она может проводить экспертизу самостоятельно или с привлечением экспертов.

Этот вопрос остается на усмотрение приемочной комиссии. При привлечении внешних экспертов нужно подписать договор с экспертной организацией. Он должен содержать указание на функции и полномочия эксперта, условия о правах эксперта, ответственность эксперта за результаты работы и ее размер, сроки проведения экспертизы, утвержденные формы используемых документов (например, рекламации, акта приема-передачи и пр.).Цель проведения экспертизы – проверка соответствия поставленных товаров или оказанных услуг требованиям контракта с точки зрения объема и качества, соответствия требованиям технического регламента, ГОСТов и ТУ.Проверка может быть сплошная (когда проводится экспертиза всей продукции), так и выборочная (когда анализируется только определенная часть товаров, а полученные выводы распространяются на все товары и работы).Для проведения экспертизы у поставщика запрашиваются все необходимые документы, включая накладные, счета, сертификаты, акты и пр.

Некоторые товары и услуги можно оценить только в ходе их потребления (это бензин, продукты питания, проведенный ремонт оборудования и пр.). В этом случае при экспертизе оценивается мнение и оценка конечных потребителей.Если в ходе проведения экспертизы были выявлены разногласия, то составляется протокол разногласий и подрядчику дается разумный срок на устранение недостатков.Метод проведения экспертизы заказчик определяет самостоятельно.

Привлечение сторонних экспертов допускается только через заключение контракта по ФЗ-44.

Результаты экспертного заключения оформляются в письменном виде, они должны быть учтены комиссией при приемке результатов работ.При самостоятельном проведении экспертизы приемочной комиссией создается отдельная экспертная комиссия из 5 и более человек. В документе, который оформляется по результатам работы экспертной комиссии, указывается перечень поставляемой продукции и претензии к ее характеристикам.Стоит отметить, что не все лица допускаются к проведению экспертизы.

Так, по ст. 41 ФЗ-44 не могут быть допущены до нее работники заказчика или поставщика (даже бывшие), близкие родственники, управляющие по контракту.Данные внутренней экспертизы допускается оформить как в виде отдельного документа, так и включить полученные результаты в акт приема-передачи выполненных работ.

Какие требования установлены к составу комиссии по закупкам и ее численности

Структура комиссии и кто может быть ее членомКомиссия должна состоять из председателя и членов комиссии.

На практике часто из числа членов комиссии также назначают заместителя председателя комиссии и секретаря.В комиссию могут входить:

  1. работники учреждения независимо от должности.

Это могут быть директор учреждения, сотрудники бухгалтерии, контрактный управляющий, сотрудники контрактной службы, юристы и т.д.Прежде чем включить в состав комиссии сотрудников контрактной службы, убедитесь, что это не запрещено вашим положением (регламентом) о контрактной службе (п. 8 Типового положения N 631).Дополнительные требования к составу комиссии могут быть установлены актами субъекта РФ или муниципального образования, к которому относится ваше учреждение.

Например, заказчики города Москвы обязаны включать в состав комиссий сотрудников контрактных служб или контрактных управляющих (п. 4.9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-ПП);

  1. работники других организаций, не состоящие в трудовых отношениях с вашей организацией (Письмо Минэкономразвития России от 17.03.2016 N Д28и-634).

Кого нельзя включать в комиссиюВ комиссию не могут входить (ч.

6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ):

  1. заинтересованные лица, состоящие, например, в штате участника закупки или подавшие заявку на участие в этой закупке;
  2. супруг (супруга), близкие родственники руководителя организации — участника закупки, его усыновители или им усыновленные;
  3. лица, на которых могут повлиять участники закупки.

    Например, член комиссии не должен состоять в органах управления организации — участника закупки и не должен быть ее участником, акционером, кредитором;

  4. должностные лица контрольного органа в сфере закупок, которые осуществляют контроль закупок;
  5. эксперты, которые оценивали конкурсную документацию, заявки участников в ходе предквалификационного отбора, соответствие участников конкурса дополнительным требованиям.

Требования к членам комиссииНе менее половины комиссии должны составлять лица, которые прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок или обладают специальными знаниями относительно объекта закупки.

Это установлено в ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ и указано в Письме Минэкономразвития России от 29.08.2016 N ОГ-Д28-10399.Численность членов комиссииОбщее количество человек в комиссии зависит от ее вида (ч. 2, 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ):

  1. не менее пяти человек должно входить в единую, конкурсную и аукционную комиссию;
  2. не менее трех — в котировочную комиссию и комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Как изменить состав комиссииСостав потребуется изменить, если:

  1. на заседании комиссии не может лично присутствовать минимум половина ее членов из-за отпуска, болезни, увольнения и т.п.

    (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ);

  2. обнаружены обстоятельства, из-за которых лицо не может состоять в комиссии (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Например, контрольный орган признал правомерным то, что заказчик в процессе закупки исключил из состава комиссии родственника участника закупки (Решение Курского УФАС России от 17.08.2015 по делу N 180/2015).

Замену члена комиссии нужно оформить документально, например приказом (ч.

7 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).Если вы не изменили состав комиссии при наличии перечисленных выше обстоятельств, то решения комиссии и заключенный по результатам закупки контракт могут признать недействительными (ч. 22 ст. 34, ч. 9 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Порядок работы единой комиссии по осуществлению закупок по 44-ФЗ

Отдельно рассмотрим порядок работы на примере того же положения.

В частности, указывается состав комиссии: председатель, зампредседателя, секретарь и остальные члены.Замена члена на другого возможна лишь по решению заказчика.

Выполнять свои прямые обязанности могут только если присутствует не менее половины из общего числа.У членов комиссии есть следующие права:

  1. проверять верность протоколов.
  2. знакомиться с бумагами и информацией в заявках;
  3. выступать на заседаниях;

Не реже чем один раз в два года осуществляется ротация: замена не менее чем половины ее состава.Также в разделе о правилах работы нужно указать алгоритм уведомления о грядущих заседаниях и функции председателя, его зама, секретаря и членов комиссии.

Как быть с комиссией, если закупка совместная? Этот момент упомянут в ст. 25 Закона 44-ФЗ.

В этом случае состав определяет организатор процедуры.

Приложение 1. Структурный состав Единой комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг

Приложение 1к Типовому положениюо Единой комиссии по осуществлениюзакупок товаров, работ, услуг N п/п Ф.И.О.Должность I. Состав Единой комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг Председатель Единой комиссии:1.Представитель уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)Руководитель/заместитель руководителя уполномоченного органа или уполномоченного учреждения (руководитель контрактной службы уполномоченного органа или уполномоченного учреждения в зависимости от принятого решения о централизации закупок)Заместитель председателя Единой комиссии:2.Представитель заказчика Руководитель/заместитель руководителя заказчика (руководитель контрактной службы заказчика или контрактный управляющий заказчика)Члены Единой комиссии:3.Представитель уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)Должность представителя уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)4.Представитель уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)Должность представителя уполномоченного органа или уполномоченного учреждения (работника контрактной службы)5.Представитель уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)Должность представителя уполномоченного органа или уполномоченного учреждения (работника контрактной службы)6.Представитель заказчика Должность представителя заказчика (работника контрактной службы)II.

Секретарь Единой комиссии 7.Представитель уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)Должность представителя уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) (с правом голоса)/(без права голоса)

Кто входит в состав

В любом закупочном совете есть председатель и его члены.