Государственное управление во внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»


ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Баранов В.П. Процесс административного реформирования в РФ, сопряженный с активизацией внешнеэкономических связей, отразился и на системе администрирования внешнеэкономической деятельности.

Государственный аппарат, органы исполнительной власти общей и специальной компетенции в соответствии со своими функциями активно участвуют в администрировании внешнеэкономической деятельности на федеральном уровне. Особое положение в данной сфере деятельности занимают государство и международные организации, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Особое положение в данной сфере деятельности занимают государство и международные организации, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права. THE ROLE OF STATE GOVERNMENT IN FOREIGN TRADE ACTIVITIES Baranov V.P.

The process of administrative reformation in Russia in connection with intensification of foreign economic relations affected the system of administration of foreign trade activities.

The Russian Federation state apparatus, excutive organs of general and special jurisdiction take an active part in administering economic activites in accordance with their functions at the Federal level. The State and international organizations take a special place in this sphere of activities, the basic of which is the conventional principles and norms of international law. В этой связи рассмотрим особенности и механизм администрирования внешнеэкономической деятельности, в том числе систему и методы управления, субъекты управления и их функции.

На законодательном уровне, в научной экономической и юридической литературе пока понятие внешнеэкономической деятельности дается в весьма обобщенном виде. В экономической литературе ВЭД рассматривается как деятельность на микроуровне, т.е. на уровне фирм и предприятий, а внешнеэкономические связи — регулирование на макроэкономическом (межгосударственном) уровне.

Эти виды деятельности рассматриваются отдельно друг от друга, без взаимосвязи, и представляется более правильным рассматривать ВЭД как деятельность по осуществлению внеш- неэкономических связей на макро- и микроуровне [1]. По мнению юристов,

«внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей.»

, а внешнеэкономические связи -это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, «специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство» [2]. Законодательно только для целей экспортного контроля дается несколько полное понятие внешнеэкономической деятельности, которая определена как «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, Баранов В.П.

информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)» [3].

Подобные определения, безусловно, правильны, но весьма лаконичны и не отражают того, что внешнеэкономическая деятельность — это предпринимательская деятельность в сфере внешней экономики с участием иностранного элемента, и связана она, как правило, с перемещением объектов внешнеэкономической деятельности через таможенную границу РФ с соблюдением запретов и ограничений экономического и неэкономического характера.

Учитывая, что внешнеэкономическая деятельность связана с экономикой, и торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики РФ, из содержания экономической функции государства следует определять содержание и механизмы (формы) администрирования внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ приоритетным направлением политики государства является защита интересов России в экономической сфере. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности перед государством являются: — создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; — расширение рынков сбыта российской продукции; — формирование единого экономического пространства с государствами — участниками Содружества Независимых Государств [4].

В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг Концепцией предлагается усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей. Как следует из Концепции, несмотря на либерализацию и разгосударствление внешнеэкономической деятельности, госу- дарство остается активным участником внешнеэкономических отношений, выполняя координирующую роль в данной сфере. В большей степени свое влияние государство осуществляет через государственное (публично-правовое) регулирование внешнеэкономической деятельности, формирующее торговую политику государства во внешнеэкономической сфере и определяющее структуру государственного управления внешнеэкономическими связями, установление нормативно-правовой базы и системы правового воздействия на невластных субъектов внешнеторговой деятельности, состоящей в специфике приемов регулирования и его механизма.

При этом монополия государства распространяется на валютное и таможенное регулирование, экспорт и импорт специфических товаров, в том числе товаров двойного назначения.

Децентрализация внешнеэкономической деятельности не могла не вызвать кардинальных изменений в содержании административно-правового регулирования экономических отношений, самым очевидным из которых является изменение состава и содержания полномочий государства во внешней экономике от государственной монополии к регулированию ВЭД, системы органов исполнительной власти, форм и методов их деятельности и т.д. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ применительно к сфере внешнеэкономической деятельности находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, внешнеэкономические отношения, что предполагает активное воздействие государства на экономические процессы и управление в данной сфере. Но воздействие, как известно, может проявляться по-разному: «жестко» — в административно-командном непосредственном распорядительстве, что преобладало в советский период; и в «мягкой» форме — нормативном регулировании координации и содействии, характерном для постсоветского периода.

В настоящее время система прямого государственного управления во внешнеэкономической сфере в большей степени заменяется системой государственного регулирования; направлено оно на создание благоприятных экономических правовых и организационных условий, защиту экономических и политических интересов национального рынка и отечественных производителей от недобросовестной конкуренции и не предполагает вмешательство государственных органов в деятельность ее участников, кроме случаев, когда его возможность прямо предусмотрена законодательством.

Эффективность внешнеэкономической деятельности зависит от уровня и качества организации большого числа административных процедур, регулирующих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство, научное и техническое сотрудничество и другие формы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности.

Эффективность внешнеэкономической деятельности зависит от уровня и качества организации большого числа административных процедур, регулирующих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство, научное и техническое сотрудничество и другие формы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Так, в качестве административных процедур, направленых на реализацию торговой политики РФ, государством установлена система методов регулирования внешнеторговой деятельности, которое осуществляется с помощью национальных (федеральных) и международных средств. Классически национальные средства подразделяют на методы прямого и косвенного воздействия государства на невластных субъектов ВЭД, на административные и экономические.

К национальным средствам относятся: — таможенно-тарифное регулирование посредством установления ввозных и вывозных пошлин; — нетарифное регулирование посредством количественных ограничений экспорта и импорта, квотирования лицензирования, исключительного права на экспорт или импорт, специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер; — запреты и ограничения внешней торговли; — меры экономического и администра- тивного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. К международным средствам в соответствии с государственной торговой политикой относятся: — двусторонние и многосторонние договоры о взаимной торговле, о создании таможенного союза или зоны свободной торговли, об общих условиях поставки товаров, о приграничной торговле и т.д.; — преференциальный режим, национальный режим и режим благоприятствования, предоставляемые во внешней торговле; — решения универсальных и региональных международных организаций; — средства в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта, туризма. Можно сделать вывод, что национальные средства регулирования внешнеторговой деятельности содержат закрытый перечень, иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются [5].

Исключением является внешняя торговля продукцией военного назначения, где дополнительно, в качестве нетарифного регулирования, осуществляется экспортный, валютный, таможенный и налоговый контроль [6]. Но таможенный и валютный контроль осуществляется таможенными органами РФ при перемещении любых товаров через таможенную границу РФ не только в отношении продукции военного назначения, поэтому было бы целесообразным отнести валютный и таможенный контроль и к нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности независимо от вида товара. Д.Н. Бахрах, используя классификацию управления, выделяет следующие типы администраций: администрация международных организаций, федеральная администрация, администрация субъекта Федерации [7].

Каждая администрация наделена общими (универсальными) и специальными уп- Баранов В.П. равленческими функциями в сфере внешнеэкономической деятельности. Систему управления внешнеэкономической деятельностью на федеральном уровне составляет субъект и объект управления.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Непосредственное управление возложено на федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. К субъектам управления (управляющая система) относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства РФ [8].
К субъектам управления (управляющая система) относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства РФ [8].

Объектами управления (управляемой системы) являются исполнители решений, приказов, поручений управляющей системы, субъекты хозяйственной деятельности, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции с иностранными контрагентами, так называемые участники внешнеэкономической деятельности.

В действующей системе органов исполнительной власти не всегда удается упорядоченно и гармонично регулировать все виды внешнеэкономической деятельности. Большинство федеральных органов исполнительной власти в той или иной мере наделены полномочиями по регулированию ВЭД в части контроля, надзора, согласований и разрешений, например, на оформление лицензий в Минэкономразвития РФ для экспорта и импорта отдельных видов товаров. В этой связи следует отметить, что разрешительная система во внешнеэкономической деятельности, связанная с экспортом и импортом товаров и услуг, еще далека от совершенства, требует унификации нормативных правовых актов в этой сфере и принятия единого административного регламента.

Участникам внешнеэкономической деятельности, не имея соответствующей юридической подготовки, весьма трудно разобраться, в чем отличие лицензирования экспорта и импорта отдельных видов товаров от получения разрешения на экспорт и импорт.

Приходит- ся обращаться к положению почти каждого органа исполнительной власти специальной компетенции, выясняя, в каком органе необходимо оформлять лицензию, а в каком -разрешение. Так, например, Федеральная служба в сфере природопользования осуществляет контроль в области охраны использования и воспроизводства объектов животного мира. Она выдает лицензии (разрешения) на ввоз (вывоз) в РФ зоологических коллекций, диких животных, дикой фауны и флоры, экспорт лекарственного сырья растительного и животного происхождения, экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья [9].

Рассмотрим полномочия субъектов управленческой вертикали в сфере внешнеэкономической деятельности на федеральном уровне. 1. Президент РФ. Конституционные полномочия Президента РФ в ст. 80 и 86 Конституции РФ предусматривают обеспечение с его стороны функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней (в том числе торговой) политики государства, ведение переговоров и подписание международных договоров.

Во внешнеэкономической деятельности Президент РФ осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой государства, издает указы по ключевым вопросам ВЭД, регулирует важнейшие аспекты военно-технического и международного сотрудничества.

В соответствии со ст. 13 и 37 Закона РФ

«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней, устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случае международных санкций. Регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок вывоза расщепляющихся материалов, в целях экспортного контроля утверждает списки (перечни) контролируемых товаров и технологий.

Президент РФ запрещает или ограничивает вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности ООН о мерах по поддержанию мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов РФ. Указами Президента РФ были созданы комиссия по экспортному контролю РФ и комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.
Указами Президента РФ были созданы комиссия по экспортному контролю РФ и комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ, является Администрация Президента.

2. Правительство РФ. Наделено более широкими полномочиями как орган исполнительной власти общей компетенции. В соответствии с Конституцией (ст. ст. 110-117) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» [10] осуществляет исполнительную власть в РФ, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой внешнеэкономической политики и осуществляет меры по ее реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Принимает соответствующие федеральные программы (по развитию экспорта и импорта, инвестиционной деятельности и т.д.). Разрабатывает и осуществляет мероприятия по исполнению федеральных законов и указов Президента РФ.

Реализуя свои властные полномочия во внешнеэкономической деятельности, Правительство РФ своими постановлениями: — применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами; — устанавливает ставки таможенного тарифа; — вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров; — устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок; — определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий; — определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение; — определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров; — принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации; — принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; — определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ; — устанавливает порядок вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну; — утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
Реализуя свои властные полномочия во внешнеэкономической деятельности, Правительство РФ своими постановлениями: — применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами; — устанавливает ставки таможенного тарифа; — вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров; — устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок; — определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий; — определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение; — определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров; — принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации; — принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; — определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ; — устанавливает порядок вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну; — утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Баранов В.П. 3. Органы межотраслевой компетенции. Особое положение в системе администрирования ВЭД на федеральном уровне занимают органы межотраслевой компетенции, которые обладают ведомственными административными функциями именно межотраслевого характера. Министерство экономического развития РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим [11]: — государственное регулирование внешнеторговой деятельности; — проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений на экспорт и импорт товаров; — проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров; — функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования внешнеэкономической деятельности и инвестиционной деятельности; — руководство деятельностью торговых представительств РФ в иностранных государствах; — выдачу лицензий и других разрешительных документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров; — координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении агентств.

Министерство финансов РФ — федеральный орган исполнительной власти, призванный формировать и проводить единую государственную политику в области финансов, в том числе регулировать соответствующие вопросы в сфере внешнеэкономической деятельности [12]. Минфин РФ осуществляет нормативноправовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, совершенствование методологии определения таможенных пошлин. В его ведении контроль за исполнением таможенными органами нормативноправовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств при перемещении их через таможенную границу РФ.

Организует сотрудничество с международными экономическими и финансовыми организациями: осуществляет мероприятия по привлечению в российскую экономику иностранных инвестиций. Определяет порядок получения и использования кредитов от Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, контролирует их использование.

Федеральная таможенная служба РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной торговой политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями [13]. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Планы работы Федеральной таможенной службы предполагают решение трех основополагающих задач: — всемерное содействие развитию внешней торговли за счет сокращения издержек, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; — пополнение доходной части федерального бюджета за счет взимания таможенных платежей; — уменьшение потенциальных угроз РФ, обусловленных перемещением запрещенных или нелегальных товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику РФ.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ВЭД В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ Особенностью межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключаются в том, что государства самостоятельно на основе международных договоров регулируют отношения в данной сфере, придерживаясь общепризнанных принципов международного права.

Международные организации через свои административные органы осуществляют управление в виде регулирования и координации действий государств в вопросах внешнеэкономической деятельности и развития внешнеэкономических связей. В международной экономической деятельности учитываются внешнеторговая политика государств, а также специальные и договорные принципы международного экономического права.

Так, торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ. Специальные принципы устанавливают общеобязательные нормы взаимоотношений государств в международных экономических отношениях и вытекают из общепризнанных принципов международного права: — принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами; — принцип отсутствия экономической дискриминации; — принцип свободы выбора формы организации внешнеэкономических связей; — принцип равенства и взаимной выгоды государств в международных экономических отношениях; — принцип развития взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, инвестиций, науки и техники [14]. При заключении международных договоров государства применяют, как правило, на основе взаимности договорные принципы, которые приобретают действительность после включения их в соответствующие международные договоры с последующей трансформацией во внутреннее законодательство государства.

Примером является международный договор

«О таможенном союзе и едином экономическом пространстве»

от 26.02.1999 г. ст. 37 и 38; Закон РФ «О таможенном тарифе», Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». К договорным принципам относят: — принцип наибольшего благоприятствования; — принцип национального режима; — преференциальный режим.

Внешнеэкономическая деятельность в большей мере зависит от развития внешнеэкономических связей государства. Первостепенная роль в этом принадлежит органам внешних сношений, которые наделены специальными функциями.

Например, Министерство иностранных дел РФ, торговые представительства РФ за рубежом, международные организации, всего их более 40. Министерство иностранных дел РФ -активный участник процесса формирования и проведения внешнеэкономической политики России, которая должна быть согласована с международной политикой.

Это находит свое выражение в межгосударственных договорах и соглашениях, заключаемых на двусторонней и многосторонней основе (

«Об экономическом и военно-техническом сотрудничестве»

, «Об освобождении от двойного налогообложения»), что непосредственно влияет на масштабы и интенсивность международного экономического сотрудничества, формирование инвестиционного климата страны и, соответственно, на ее инвестиционный рейтинг.

Являясь органом внешних сношений, Министерство иностранных дел обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности универсальных и региональных международных организаций, в работе международных конференций и форумов [15]. Баранов В.П. Торговые представительства РФ аккредитованы в иностранных государствах в целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечения внешнеэкономических интересов РФ.

Торговое представительство является государственным органом, осуществляет деятельность под непосредственным политическим руководством посла РФ.

Торговое представительство обеспечивает в государстве пребывания внешнеэкономические интересы РФ, содействует расширению российского экспорта товаров и услуг, в продвижении на рынок в государстве пребывания российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и в привлечении инвестиций в РФ. Оказывает содействие российским участникам внешнеэкономической деятельности в подборе партнеров для реализации совместных проектов.

Решение об учреждении, организации и ликвидации принимается Правительством РФ в соответствии с международным договором [16]. Всемирная торговая организация учреждена Марркешским соглашением о создании Всемирной торговой организации 15 апреля 1994 г.

и является правопреемником Генерального соглашении по тарифам и торговле. Принципы ВТО: торговля без любых форм дискриминации, регулирование товарообменных операций преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и других нетарифных ограничений; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

К административным функциям ВТО относятся: 1) административная деятельность по многосторонним торговым соглашениям; 2) обеспеспечение и проведение переговоров между ее членами относительно их торговых взаимоотношений; 3) обеспечение механизмов примирения при регулировании споров; 4) администрирование механизма пересмотра торговой политики; iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 5) осуществление сотрудничества с международными организациями по проблемам глобальной торговой политики.

К сожалению, процесс вступления Российской Федерации в ВТО несколько затянулся. На наш взгляд, это происходит в основном из-за внешних факторов.

Россия взаимодействует с ВТО по процедурным вопросам членства в этой организации, начиная с 1993 г., один из последних раундов состоялся в 2007 г. [17]. Подводя итоги, можно отметить, что система управления ВЭД несколько громоздка. Необходима не только унификация нормативно-правовой базы, но и координация действий федеральных органов исполнительной власти в части нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, где значительное количество подзаконных актов претерпели изменения, утратили юридическую силу и содержат множество отсылочных норм.

Необходимо принять административный регламент по применению мер нетарифного регулирования ВЭД; определить перечень органов исполнительной власти уполномоченных на оформление лицензии и на оформление разрешения на экспорт и импорт отдельных видов товаров.

Требуется дополнительная научная проработка и законодательное закрепление понятий «внешнеэкономическая деятельность» и каждого вида внешнеэкономической деятельности.

Безусловно, в рамках статьи в зависимости от круга субъектов не представляется возможным рассмотреть систему администрирования в широком смысле.

Сейчас только предпринята попытка рассмотреть систему администрирования внешнеэкономической деятельности в самых общих чертах. Некоторые вопросы администрирования на национальном и международном уровне требуют отдельного исследования и могут быть предметом дискуссии как для юристов, так и для экономистов. ЛИТЕРАТУРА 1. Гофман Н.Ф., Маховикова Г.А.

Основы внешнеэкономической деятельности. СПб: Питер, 2001. С. 9. 2. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность.

М.,1998 г. С. 4,6. 3. Федеральный закон от 18.07.1999 г.

№ 183-Ф3 «Об экспортном контроле». СПС «Кон-сультантПлюс». 4. Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24

«Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации»

.

СПС «КонсультантПлюс». 5. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-Ф3

«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

. СПС «КонсультантПлюс». 6. Федеральный закон от 18.07.1999 г.

№ 183-Ф3 «Об экспортном контроле», ст.7. СПС «КонсультантПлюс». 7. Бахрах Д.Н.

Административное право. М., 2001 г. С. 6. 8. Указ Президента РФ от 9.03.2004 г.

№ 314

«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

. СПС «КонсультантПлюс». 9. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г.

№ 400 в ред. от 24.05.2007 г. № 315

«Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природо-пользоавания»

.

СПС «КонсультантПлюс». 10. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г.

№ 2 в ред. ФК3 от 19.06.2004 г. № 4-Ф3К

«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ»

. СПС «КонсультантПлюс». 11. Постановление Правительства РФ от 27.08.2004 г.

№ 443 в ред. от 21.05. 2007 г.

№ 306

«Об утверждении положения о Министерстве экономического развития и торговли»

. СПС «КонсультантПлюс». 12. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г.

№ 329 «О Министерстве финансов РФ» в ред. от 30.05.2007 г. № 336. СПС «КонсультантПлюс».

13. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе».

СПС «КонсультантПлюс». 14. Колосов Ю.Я., Сузнецов В.И.

Международное право. М., 2000 г. 15. Указ Президента РФ № 865 от 26.01.2007 г.; Вопросы Министерства иностранных дел РФ.

№ 70. СПС «КонсультантПлюс». 16. Постановление Правительства РФ от 27.06.2005 г.

№ 401

«Об оптимизации системы торговых представительств РФ в иностранных государствах»

.

СПС «Консультант Плюс». 17. Яшина О.Н. Международная торговля и промышленная политика. Екатеринбург, 2007. С. 89-97.

По характеру внешнеторговых операций:

— Экспортеры (производители экспортной продукции самостоятедьно работающие на внешем рынке, отраслевые ВЭО, специализированные внешнеторговые организации МЭРТ из числа акционерных обществ внешнеэкономического профиля, уполномоченные по экспортным поставкам по межправительственным соглашениям и международным обязательствам); — Импортеры (государственные федеральные организации, региональные оргпны самоуправления, коммерческие структуры – 70% импорта); — Специализированные посредники – выступают как комиссионеры, иностранные предприятия (комитеты) заключают с ними договор комиссии и поручают совершить экспортно-импортные операции за вознаграждение. 3. По организационно правовым формам — Коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятии, ассоциации и союзы).

Цель – извлечение прибыли; — Некоммерческие (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и объединения).

Осуществляют предпринимательскую деятельность в рамках той цели, ради которой они созданы.

Получение прибыли – не главная цель.