Пинцип защиты прав детей в конституции рф

Права и обязанности ребенка с 14 лет


С 14 лет законные возможности детей несколько расширяются, однако, некоторая их часть может быть реализована только с согласия законных представителей: родителей или опекунов.Так, с 14 лет подросток:

  1. имеет возможность трудиться при наличии письменного согласия законных представителей, о чем говорится в п.1 ст. 37. Общая продолжительность трудового дня – не более 4 часов в свободное от учебы время;
  2. вступать в молодёжные общественные организации;
  3. самостоятельно совершать выбор своего места жительства (с согласия законных представителей), о чем говорится в ст. 27, п. 1.

Обязательства подростка также расширяются. Гражданин по достижении 14-летнего возраста должен соблюдать трудовое законодательство и распорядок труда при условии, что он работает:

  1. подросток несет ответственность за нарушение предписаний, описанных в трудовом договоре, уставе образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда.
  2. по достижении 14 лет, подростки, работающие по трудовому договору, обязаны выполнять все предписания документа, заключенного с организацией, соблюдать все правила и устав компании (или молодежного объединения);

какие бывают обязанности детей

В Конституции РФ прописаны не только права, но и обязанности детей.

Так, например, начиная с шестилетнего возраста они должны получить основное образование по 9 класс включительно. При этом дети обязаны четко соблюдать дисциплину в учебном заведении и порядки, установленные там. Обязанности детей по конституции рф в возрасте 8 лет и старше, связаны с соблюдением школьного устава, а также правил общественных организаций.

Начиная с 14 лет подросток должен выполнять все поручения, которые связаны с трудовыми обязанностями. В эту категорию входит соблюдение трудового законодательства и распорядка труда, если он работает. Кроме того, обязанности ребенка по конституции рф в этом возрасте связаны с соблюдением правил, установленных различными организациями и соблюдением школьного устава.

Начиная с семнадцатилетнего возраста прибавляется обязанность встать в военкомате на учет как военнообязанный (если подросток мужского пола).

У женского пола таких обязанностей нет.

С 14 лет

Права ребенка конституция рф распространяет на получение паспорта, требования отмены усыновления и самостоятельного обращения в государственные инстанции с целью получить защиту.

Помимо перечисленного, дети могут соглашаться или не соглашаться на смену статуса своего гражданства и требовать у судебных инстанций .

Подросток, начиная уже может устраиваться на работу, но делать это он должен во время, не мешающее учебе (к примеру, на летних каникулах). Такое право наступает у любого человека в этом возрасте, но всего на 4 часа в сутки и превышать это время нельзя согласно трудовым нормам.

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере детства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Конституцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Российской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  2. Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  5. Конституция Российской Федерации.
  6. Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  7. Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права.

Среди них самыми значимыми являются:

  1. Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  3. Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  4. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет. Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать.

Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.). Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.

На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

, устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Основные права детей Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ.

Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна. Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ: 1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни.

Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). 2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст.

55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно. 3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст.

56 СК РФ). 4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ).

Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. 6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст.

59 СК РФ). 7. Имущественные права ребенка.

Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка:

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»

(ст.

3). «Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст.

18). Кроме того, Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1 Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Принцип 2 Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. Принцип 3 Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Принцип 4 Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения.

Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния. Принцип 6 Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7 Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение.

Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием.

Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права. Принцип 8 Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9 Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10 Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей. В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г.

и была принята Конвенция о правах ребенка. о правах ребенка примечательна во многих смыслах.

Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне.

Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали). 20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей.

Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений.

Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.

Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как: право на жизнь и здоровое развитие; право на имя; право на гражданство; право знать своих родителей; право на заботу родителей и совместное с ними проживание; права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации. Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( Конвенции). На основании Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке. Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( Конвенции). Ребенок имеет право на здравоохранение ( Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( Конвенции).

Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. По Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
По Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции). Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы: ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( СК РФ).

Использованные материалы: 1) «Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012); 2) Статья Михаила Красильникова с сайта ; 3) «Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А. 4) Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2015, N 7)

Права и обязанности ребенка согласно Конституции РФ

Ребенок имеет три категории прав и обязанностей:Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  2. Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Экономические.

    Этими правами маленький гражданин может воспользоваться только с 14 лет и только с соглашения законных представителей. Полностью распоряжаться экономическими правами гражданин может только с 18 лет.

  • Социальные. Этими возможностями малыш пользуется с первой минуты жизни.

    Это право на пользование медицинскими услугами, обучение и т.

    д.

  • Гражданские. Никто не может нарушить или прекратить их действие, даже суд.

Конституционно-правовая защита прав ребенка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 342.4(C-60) А.Ю. СОЛОГУБ ББК 67.400 аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г.

Иркутск e-mail: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Рассматривается конституционно-правовая защита ребенка в Российской Федерации, анализируется соотношение понятий «ребенок» и «несовершеннолетний».

Обосновывается авторское определение конституционно-правовой защиты ребенка. Ключевые слова: ребенок, несовершеннолетний, защита, конституционно-правовая защита, гарантии.

A.YU. SOLOGUB post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROTECTION OF RIGHTS OF CHILD IN THE RUSSIAN FEDERATION The author studies the constitutional and legal protection of a child in the Russian Federation, analyzes correlation of the concepts of child and juvenile and substantiates the author’s definition of constitutional and legal protection of a child. Keywords: child, juvenile, protection, constitutional and legal protection, guarantees.

Одной из фундаментальных основ конституционного строя России является провозглашение в Конституции Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью. И обязанность государства — их признание, соблюдение и защита.

Основой межотраслевого института правовой защиты человека является правозащитный институт конституционного права.

Рассмотрению конституционно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина посвящены труды многих исследователей [4, с. 185; 9, с. 10; 13, с. 20]. По нашему мнению, особого внимания заслуживает подход М.В. Мархгейм к определению конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, которая понимается автором как

«целостная конституционно обусловленная упорядоченная совокупность взаимодействующих звеньев правового механизма, деятельность которого направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств и нарушений, а также на достижение в стране состояния их реальной защищенности»

.

Такой подход обусловлен тем, что позволяет добиться основной цели — реальной защиты всех граждан Российской Федерации. Несомненно, что данная целевая установка относится и к ребенку.

В исследованиях, посвященных защите прав и законных интересов детей, уделяется недостаточно внимания проблемам конституционно-правовой защиты ребенка как самостоятельного субъекта права. Анализ существующих точек зрения позволяет выделить два основных подхода.

Так, О.В. Кузнецова определяет сущность конституционно-правовой защиты семьи, материнства, отцовства и детства как совокупность правовых норм, закрепленных в Конституции РФ, конституциях (уставах), законах субъектов России, международно-правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения, связанные с защитой семьи, материнства, отцовства и детства [7, с. 10]. О.А. Снежко рассматривает конституционно-правовую защиту семьи как совокупность соответствующих действий (деятельности) компетентных органов, должностных лиц и самих граждан [12, с.

65]. Из этого следует, что исследователи широко трактуют конституционно-правовую защиту применительно к детям. Причиной этого послужила специфика развития законодательства, посвященного правовому © А.Ю.

Сологуб, 2011 ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО статусу ребенка, так как до определенного времени он рассматривался исключительно в контексте семейных отношений. Подход Л.Н. Дегтяревой к пониманию конституционно-правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации строится с позиции ювенальной юстиции [5, с.

15-22]. Данный автор исходит из сложившихся в настоящее время тенденций развития ювенальной юстиции, которая является одним из элементов механизма конституционно-правовой защиты ребенка.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в научных исследованиях не приводится четкое определение конституционноправовой защиты ребенка. С учетом особой значимости исследуемой проблемы предлагается следующее определение: конституционно-правовая защита ребенка есть система нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус ребенка как субъекта общественных отношений и закрепляющих основы организации деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений по созданию юридических условий, обеспечивающих ребенку высокий уровень правовой защищенности. В подавляющем большинстве положений Конституции РФ статус несовершеннолетнего является подразумевающейся частью, составным элементом общечеловеческого статуса любого гражданина России [2, с.

16]. Это позволяет говорить о гарантиях равной защиты прав любого человека независимо от каких-либо признаков, в том числе и возрастных. Специфика правового положения ребенка является общепризнанной.

Потребность создания такой автономной группы диктуется необходимостью особой, специальной правовой защиты несовершеннолетних, обусловленной психофизиологическими и социальными качествами личности детей [10, с. 17]. В рамках данного исследования интерес представляет юридическое понимание, кого следует считать ребенком.

В настоящее время понятие «ребенок» закреплено как в отечественном, так и международном законодательстве для обозначения категории лиц, не достигших совершеннолетия (18 лет).

Однако определения, содержащиеся в законах, не дают полного представления о ребенке как о субъекте права, поэтому и существует терминологическая многовариантность: не- совершеннолетний, малолетний, подросток и др. Каждое из определений названных категорий лиц имеет право на существование, применение и теоретическое объяснение, поскольку употребляется в законодательстве.

Но между ними нельзя ставить знак равенства, их определения следует различать [3, с.

37]. С этой целью выделяют присущие указанным категориям лиц признаки, которые служат основой для формулирования соответствующих дефиниций. По мнению большинства исследователей, к числу главных содержательных признаков обозначенных терминов относятся возрастной критерий и отраслевая принадлежность отношений, в которых участвуют указанные категории детей.

Так, Е.Н. Микитова считает, что главным признаком ребенка как специального субъекта являются возрастные границы, в рамках которых он существует в данном статусе [11, с. 20]. В.И. Абрамов, подчеркивая приоритет возрастных параметров, определяет категорию «ребенок» («дети») как универсальную, а, в свою очередь, категории «несовершеннолетний», «малолетний», «подросток» и др.

охватываются общим понятием «ребенок» и в то же время могут служить основанием для формирования самостоятельных видов правового статуса детей [1, с. 119]. Е.А. Капитонова в своих исследованиях признает категории «ребенок» и «несовершеннолетний» тождественными по содержанию [6, с.

12]. Однако с подобной точкой зрения нельзя согласиться.

Термин «ребенок» обладает универсальностью, поскольку он применяется при характеристике лица, как не достигшего возраста 18 лет, так и его перешагнувшего. Во-первых, содержание данного термина не только определяет возрастные границы в жизни человека, но и обозначает юридически признаваемые и значимые связи с родителями или лицами, их заменяющими, так как для них ребенок остается таковым независимо от его возраста.

Во-вторых, в определенных случаях законодательство приравнивает к статусу ребенка лиц, достигших совершеннолетия, тем самым обеспечивая их повышенную защищенность.

Одним из примеров могут служить положения Налогового кодекса РФ, указывающие на предоставление родителям стандартного и социального налогового вычета в отношении детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных ИзвестияИГЭА.

2011. № 4 (78) учреждениях, в возрасте до 24 лет (подп.

4 что материальные ресурсы государства в п.

1 ст. 218, подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ). значительной степени определяют гаранти- Учитывая изложенные позиции авторов, рованность реализации подавляющего боль- iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . необходимо разграничивать содержание шинства конституционных норм, в первую понятий, обозначающих рассматриваемые очередь социального блока [8, с. 7]. Поэтому категории детей, в первую очередь в целях любой нормативный правовой акт, содержа- повышения степени их защиты. щий нормы, защищающие права и законные Формальное признание ребенка лич- интересы ребенка, будет декларативен без ностью, обладающей самостоятельным должного финансового обеспечения.

правовым статусом, не решило проблему Думается, что рассматриваемая в статье защиты его прав и свобод. В настоящее вре- проблема нуждается в дальнейшем изучении. мя не сложилось четкой системы гарантий, Законодательное закрепление механизма способствующей защите и реализации прав реализации прав детей, основанного на га- детей.

Общие и юридические гарантии, от- рантиях общего и юридического характера, а раженные в Конституции РФ, несмотря на также на взаимодействии и координации всех прямое действие конституционных норм и заинтересованных в этом процессе государс- их применение на всей территории страны, твенных и общественных организаций, будет нуждаются в законодательной конкретизации способствовать формированию гражданского и развитии. Кроме того, следует отметить, общества и правового государства.

Список использованной литературы 1. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект) / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005.

2. Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка // Защита прав ребенка в современной России: сб.

материалов науч.-практ. конф. М., 2004. С. 16—21. 3. Бутько О.В.

Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: дис.

. канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. 4. Гасанов С.С. Конституционный механизм защиты основных прав человека.

М., 2004. 5. Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовая защита несовершеннолетних в современной России: (на примере Центрального федерального округа): автореф. дис. . канд. юрид. наук. Белгород, 2010.

6. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Пенза, 2010. 7. Кузнецова О.В. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в России: автореф.

дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.

8. Лучин О.В. Конституция Российской Федерации: Проблемы реализации.

М., 2002. 9. Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов н/Д, 2003. 10. Мельникова Э.Б.

Ювенальная юстиция. М., 1999. 11. Микитова Е.Н. Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

12. Снежко О.А. Конституционно-правовая защита семьи // Государство и право.

2008. № 2. С. 63—71. 13. Стремоухов А.В. Правовая защита человека: теоретические проблемы. СПб., 2003. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Bibliography (transliterated) 1.

Abramov V.I. Prava rebenka v Rossii: (teoreticheskii aspekt) / pod red. N.I. Matuzova. Saratov, 2005.

2. Borisova N.E. Konstitutsionnye predposylki zashchity prav rebenka // Zashchita prav rebenka v sovremennoi Rossii: sb.

materialov nauch.-prakt. konf.

M., 2004. S. 16—21. 3. But’ko O.V.

Pravovoi status rebenka: teoretiko-pravovoi analiz: dis. . kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2004. 4. Gasanov S.S. Konstitutsionnyi mekhanizm zashchity osnovnykh prav cheloveka.

M., 2004. 5. Degtyareva L.N. Konstitutsionno-pravovaya zashchita nesovershennoletnikh v sovremennoi Rossii: (na primere Tsentral’nogo federal’nogo okruga): avtoref. dis. . kand. yurid. nauk. Belgorod, 2010. 6. Kapitonova E.A. Konstitutsionnye obyazannosti rebenka v Rossiiskoi Federatsii: avtoref.

dis. . kand. yurid. nauk. Penza, 2010. 7. Kuznetsova O.V. Konstitutsionno-pravovaya zashchita sem’i, materinstva, ottsovstva i detstva v Rossii: avtoref.

dis. . kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2004.

8. Luchin O.V. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: Problemy realizatsii. M., 2002. 9. Markhgeim M.V. Zashchita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii: opyt sistemnogo konstitutsionnogo osmysleniya. Rostov n/D, 2003. 10. Mel’nikova E.B.

Yuvenal’naya yustitsiya. M., 1999.

11. Mikitova E.N. Osobennosti pravovogo statusa rebenka v Rossiiskoi Federatsii: dis. . kand. yurid. nauk. M., 2002. 12. Snezhko O.A. Konstitutsionno-pravovaya zashchita sem’i // Gosudarstvo i pravo.

2008. № 2. S. 63—71. 13. Stremoukhov A.V. Pravovaya zashchita cheloveka: teoreticheskie problemy. SPb., 2003. ИзвестияИГЭА. 2011.

№ 4 (78)

Право на свободу собраний, ассоциаций, совести, мысли и религии

Возможность несовершеннолетнего самостоятельно формировать свои убеждения и создавать, таким образом, свои взгляды на жизнь, закреплены в Конституции, как свобода совести.

Данное право защищает ребенка как личность.

Каждый гражданин, вне зависимости от возраста, волен сам решать, какую религию ему выбрать. При этом принадлежность к определенному вероисповеданию не является обязанностью. Человек может не поддерживать ни одну мировую религию (атеизм).

Несовершеннолетний может свободно выражать свои мысли: письменно, устно, в виде картин или других предметов творчества. Данное правило действует и в обратную сторону – каждый человек может читать, слушать, обозревать произведения искусства и составлять об этом собственное мнение.

Дети могут участвовать и проводить любые мирные собрания, не угрожающие другим группам населения. Представители власти не должны вмешиваться и чинить препятствия таким сборищам. Несовершеннолетние имеют право на участие в ассоциациях.

Важным моментом является добровольность вступления. Одним из вариантов реализации этой возможности будет участие в профсоюзах.

Основные принципы развития системы по защите прав детей

В каждой стране мира имеется своя принятая декларация по правам ребёнка.

В рекомендациях к этому документу есть предписания, на что нужно обратить внимание и какие проблемы должны быть решены в первую очередь, а также какие имеются методы и пути их решения.

К основным положениям такой декларации в нашей стране можно отнести:

  1. создание благоприятных условий жизни для каждого ребенка (питание, профессиональная медицинская помощь, социальные услуги и многое другое);

  2. обеспечение качественного образования (школа, университет);
  3. предоставление маленьким детям и подросткам возможности для деятельного участия в жизни общества.

Одной из серьёзных проблем в данной области считается проблема жестокого обращения с детьми.

Это все формы физического и психического насилия, нанесение побоев и оскорблений, плохое отношение, эксплуатация ребенка и сексуальные посягательства на него. Почти половина всех случаев жестокого обращения с детьми происходит дома в семье, остальная половина принадлежит школам и другим детским учреждениям. Поэтому большое значение в данном случае имеет специальная система, которая помогает отслеживать такие нарушения прав ребёнка.

Ключевая проблема в данной области – это отсутствие профилактической работы. Меру воздействия к нарушителям прав применяют тогда, когда уже невозможно исправить положение.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту , в которой подробно объясняется кто может обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав Или ТУТ вы узнаете о помощи многодетным семьям Как получить снилс на ребенка: https://legalmap.ru/articles/st/pension/snils-dlya-rebenka/

Права ребенка и детей

Конституция РФ, как и подобные документы других государств, имеет высшее правовое значение на территории страны.

Она была принята в начале 90-х годов прошлого столетия российским народом на основе Конституции СССР от 1978 года и сразу же вступила в силу. Больше информации о дате принятия Конституции России вы сможете получить, ознакомившись с нашей статьей — Когда была принята Конституция РФ.

Конституция РФ о правах ребенка

(принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г. с учетом поправок от 30.

12. 2008 г. № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 г.) Статья 17

  • В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
  • Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  • Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 20

  • Каждый имеет право на жизнь.

Статья 21

  • Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

    Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

  • Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 30

  • Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  • Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31 Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 35

  • Право частной собственности охраняется законом.
  • Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  • Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  • Право наследования гарантируется.

Статья 38

  • Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  • Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  • Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Статья 40

  • Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  • Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  • Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Статья 41

  • В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  • Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  • Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.