Прямая закупка у единственного поставщика


Важно помнить! Устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения прямой закупки, заказчикам нельзя осуществлять абсолютно все свои закупки через прямые закупки, так как это нарушает принципы Закона №223-ФЗ. Так же, любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ). При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе извещение и документацию.

До ввода в эксплуатацию ЕИС вся информация, предусмотренная Законом №223-ФЗ, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), согласно п.10 ст.8 Закона №223-ФЗ (далее – ООС, официальный сайт). Памятка на проведение прямой закупки до 100/500 тысяч рублей:

  1. В ежемесячный отчет включается.
  2. В отчет Росстат включается.
  3. В план закупок может не включаться.
  4. Закупка может быть проведена на основании приказа, распоряжения.

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик должен разработать и разместить в Единой информационной системе сведения о закупке. Сведения о закупке, а также вносимые изменения и разъяснения публикуются на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, основные из которых содержатся в ст.3 и ст.4 данного закона.

Порядок публикации документации закупки на официальном сайте содержится в

«Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке»

, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее – ПП №908). Таблица 1 –Нормативная база публикации сведений о закупке на ООС

  1. В соответствии с Положением о закупке (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)
  1. ч.26-27 ПП № 908
  2. ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ

Информация о закупке: Срок: Порядок: 1. Публикация извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

  1. ч.5 ст.4 Закона № 223-ФЗ
  2. п.20-25 гл.IV ПП № 908

2.

Включение закупки в план закупок (в случае, если закупка там отсутствовала), корректировка информации о закупке в плане закупок

  1. В соответствии с Положением о закупке (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)
  1. В соответствии с Положением о закупке (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)

3. Внесение изменений в извещение, документацию, проект договора, иную информацию, предусмотренную Положением о закупке

  1. не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении изменений

(ч.11 ст.4 Закон № 223-ФЗ) 4.

Внесение разъяснений извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

  1. не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о предоставлении указанных разъяснений

(ч.11 ст.4 Закона № 223-фз)

  1. ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ
  2. ч.28-29 ПП № 908

Извещение о закупкеЗаказчик формирует в личном кабинете (в закрытой части официального сайта) путем заполнения специальной формы (т.е. формирует извещение с помощью функционала официального сайта).

Согласно п.20 ч.IV ПП № 908, данная форма становится доступной после того, как Заказчик в личном кабинете выберет один из возможных способов закупки: уже имеющихся на ООС или установленных Заказчиком самостоятельно в соответствии со своим Положением о закупке, опубликованном в установленном порядке на ООС. Извещение о закупке, которое Заказчик формирует с помощью функционала ООС, включает в себя сведения, предусмотренные ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ, а также сведения, предусмотренные Положением о закупке Заказчика (п.21 ч.IV ПП № 908).

При формировании извещения Заказчик указывает коды ОКВЭД и ОКДП, такая обязанность установлена в п.24 ПП № 908.

Документация о закупке и проект договора размещается на ООС в электронном виде (п.22 ПП № 908). В случае если Положением о закупке Заказчика предусмотрено размещение иной информации о закупке (ч.6 ст.4 Закона № 223-ФЗ), такие сведения также размещаются в электронном виде (п.23 ПП № 908). Таблица 2 – Способ публикации сведений о закупке на ООС Наименование сведений о закупке Способ публикации информации о закупке в соответствии с п.9 ПП №908 Функционал ООС Электронный вид Графический вид Извещение Обязательно (п.20, 21 ПП № 908) Обязательно (п.22 ПП № 908, ч.8 ст.4 Закона № 223-ФЗ) Существует техническая возможность размещения на ООС путем прикрепления документа.
Таблица 2 – Способ публикации сведений о закупке на ООС Наименование сведений о закупке Способ публикации информации о закупке в соответствии с п.9 ПП №908 Функционал ООС Электронный вид Графический вид Извещение Обязательно (п.20, 21 ПП № 908) Обязательно (п.22 ПП № 908, ч.8 ст.4 Закона № 223-ФЗ) Существует техническая возможность размещения на ООС путем прикрепления документа.

Размещение не предусмотрено законодательством. Документация Отсутствует техническая возможность размещения на ООС. Размещение не предусмотрено законодательством.

Обязательно (п.22 ПП № 908) Проект договора Обязательно (п.22 ПП № 908) Иная информация, подлежащая размещению на ООС в соответствии с Положением о закупке Заказчика Обязательно (п.23 ПП № 908) Извещение о закупке будет считаться размещенным на ООС надлежащим образом после подписания его квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронной подписью) в соответствии с требованиями п.4 гл. I ПП № 908, одновременно с документацией и проектом договора, которые также подписываются электронной подписью в момент опубликования сведений о закупке на ООС. Сведения, составленные с помощью функционала официального сайта должны совпадать с размещенными на ООС сведениями, содержащимися в документах в электронной форме.

В случае несовпадения приоритетными считаются сведения, составленные с помощью функционала ООС (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Заказчик имеет право (не обязанность!) «дублировать» сведения о закупке на своем сайте (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Воспользоваться правом публикации сведений о закупке на своем сайте Заказчику придется при возникновении на ООС технических или иных неполадок, не позволяющих разместить на ООС необходимые сведения (ч.13 ст.4 Закона №223-ФЗ).

В этом случае вся необходимая информация о закупке размещается на сайте Заказчика с последующим размещением ее на ООС в течение одного рабочего дня со дня устранения неполадок. Размещенная таким образом информация считается опубликованной в установленном порядке и не влечет за собой наступление административной и иной ответственности.

Вся информация, публикуемая на ООС и на официальном сайте заказчика, должна быть доступна без взимания платы (ч.14, ч.18 ст.4 Закона №223-ФЗ).

Не размещение информации о закупке, предусмотренной законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. на должностное лицо и от 100 000 руб. до 300 000 руб. на юридическое лицо (ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ), срок давности привлечения к административной ответственности – 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности – 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

внимание!

44-ФЗ 223-ФЗ

  • Заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника заказчика в командировку.
  • Закупка товаров, работ, услуг отдельными типами госучреждений на сумму до 400 тысяч рублей.
  • Закупка у субъектов естественных монополий.
  • Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 100 тысяч рублей.
  • Закупка у субъектов естественных монополий.
  • Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 100 тысяч рублей.
  • Заключение договора с единственным поставщиком, если ранее проведенная конкурентная закупка дважды не состоялась по причине отсутствия допущенных заявок.
  • Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 500 тысяч рублей, если годовой объем выручки заказчика превышает 5 миллиардов рублей.

По 44-ФЗ полный список таких оснований содержится в ст.

93, по 223-ФЗ — в Положении о закупке каждого конкретного заказчика. Давайте чуть подробнее остановимся на закупках малого объема: по 44-ФЗ это закупки до 100 000 рублей и в отдельных случаях до 400 000 рублей, по 223-ФЗ это закупки до 500 000 рублей крупных заказчиков.

В зависимости от обстоятельств, размещать такие закупки заказчики могут на самых разных ресурсах или вообще проводить их «на бумаге».

С учетом планомерного перехода отрасли в цифровой формат и общей унификации закупочного процесса все больше заказчиков отдают предпочтение единым электронным подсистемам, где можно консолидировать все закупки малого объема, и где работают и поставщики, и заказчики. Поставщики размещают свои предложения, заказчики выбирают оптимальный для себя вариант и напрямую заключают контракты.
Поставщики размещают свои предложения, заказчики выбирают оптимальный для себя вариант и напрямую заключают контракты. Заказчики также могут размещать потребности в товарах, работах и услугах в виде сформированных закупок, в ответ на которые поставщики направляют свои предложения (по данной схеме происходит подавляющее количество закупок через электронный магазин).

Одна из таких систем называется «Электронный магазин закупок малого объема», она разработана и внедрена электронной площадкой РТС-тендер.

Эти электронные магазины запущены и функционируют более чем в 30 субъектах РФ. Как же стать единственным поставщиком? Универсального рецепта здесь не существует.

Можно лишь дать несколько рекомендаций, которые повысят ваши шансы на участие в этом способе закупок:

  1. предлагайте уникальный на рынке продукт (при условии, что укладываетесь в ценовой диапазон малых закупок) — заказчику просто негде будет купить товар, кроме как у вас.
  2. добросовестно исполняйте все контракты, поддерживайте положительную репутацию, и в следующий раз заказчик может предложить вам стать единственным поставщиком;

Порядок закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) –статья 93 Закона 44-ФЗ

Действие Срок осуществления Внесение сведений в план-график(новой закупки или иных изменений) Не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения, В случае, если не предусмотрено размещение извещения – не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта Срок размещения извещения Не позднее чем за 5 дней до дня заключения контракта (извещение может быть размещено и более чем запять дней до заключения контракта) Срок подготовки отчета о закупке у единственного поставщика Срок составления отчета Законом не установлен.

Целесообразно составить и утвердить отчет не позднее даты заключения контракта. Срок размещения отчета о закупке у ЕП Отчет в единой информационной системе (ЕИС) не размещается (вч.

3 ст. 93 только сказано о подготовке отчета, но нет никаких слов о необходимости его размещения) Срок внесения сведений в реестр контрактов При заключении контракта – в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта, При исполнении контракта – в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в контракт Срок размещения отчета об исполнении контракта При исполнении контракта – в течение 7 рабочих дней со дня исполнения контракта (оплаты при наличии подписанных актов) При расторжении контракта – в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта

Есть ли четкое обозначение «Единственного поставщика», согласно ФЗ о закупках?

Добрый день!

Подскажите пожалуйста, есть ли четкое обозначение «Единственный поставщик»? Связан мой вопрос с тем, что ФАС трактует данное понятие как реально один единственный, т.е. в случае если на рынке выступает два и более, тогда должна быть создана конкурентная среда.

14 Сентября 2016, 13:46, вопрос №1377129 Александр, г. Тула Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (3) 179 ответов 32 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации Очень странная позиция ФАС)))) Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу по своему выбору.

При этом не проводятся конкурентные процедуры. Аналогичные выводы содержаться в решении Арбитражного суда Сахалинской области от 10.08.2015 по делу N А59-2232/2015, которое проверено Верховным судом и оставлено в силе.

14 Сентября 2016, 14:40 1 0 1206 ответов 549 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации согласен с коллегой.

у нас есть конкурентные торги (аукционы, конкурсы и прочее) и есть закупка у единственного поставщика. перечень случаев когда заказчик вправе самостоятельно выбирать поставщика указан в 93 статье.

единственное требование к данным закупкам — это соответствие соответствующему пункту статьи 93.

при этом выбирать поставщика заказчик вправе самостоятельно. 14 Сентября 2016, 15:13 1 0 156 ответов 51 отзыв Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Прохорова Наталья Юрист, г.
Санкт-Петербург Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 156ответов
  2. 51отзыв

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) указанное понятие раскрывает по смыслу статьи 93 закона № 44-ФЗ. Исходя из толкования этой статьи, закупка может быть произведена не только в том случае если не создана конкурентная среда, а например по ч.

4 ст. 95 закона 44 фз, в случае осуществления закупок до 100 тысяч, например покупка молока для питания учащихся. 15 Сентября 2016, 00:45 1 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Похожие вопросы 02 Марта 2017, 06:04, вопрос №1557485 20 Декабря 2016, 14:56, вопрос №1480031 05 Марта 2020, 12:33, вопрос №1926579 06 Августа 2015, 05:21, вопрос №931438 29 Марта 2017, 15:12, вопрос №1589575 Смотрите также

Какую документацию составлять

Для заключения соглашения с выбранным без тендера контрагентом не требуется составлять особую документацию, по общему правилу достаточно только самого контракта.

В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 93 44-ФЗ, к соглашению обязательно прилагается расчет его стоимости. В прочих случаях он составляется по желанию сторон. Заказчик вправе издать приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика, в тексте которого укажет обоснование выбора этого способа.

Такой приказ не обязателен.

Что изменится в 2020 году

На сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект об изменении ст. 93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика, это значит, что заказчикам с апреля 2020 года разрешат заключать контракты на поставку товаров из утвержденного правительством единого реестра российской радиоэлектронной продукции как с единственным поставщиком.

Этим решили поддержать российские предприятия радиоэлектронного комплекса, в том числе решить вопросы диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса и простимулировать выпуск высокотехнологичной гражданской продукции.

Законодательные основы процесса

Закупка у единственного поставщика по осуществляется согласно статье 93, в ней предоставлена вся информация и нюансы такого вида закупки. В этой статье описаны нюансы составления и оплаты контракта, список необходимых бумаг, дан список предоставляемых услуг, особенности процедуры и процесса осуществления закупки.

Последние изменения в эту статью были внесены 29 июля 2017 года. Она состоит из 4 пунктов. Согласно первому пункту 93 статьи ФЗ 44 о госзакупках, производить покупки у единственного поставщика можно только в случаях:

  1. Заключение контракта на поставку лекарств пациенту и др.
  2. Закупка литературы, изобразительного или музыкального искусства у одного автора;
  3. Осуществления мобилизационной подготовки;
  4. Денежной суммы покупок услуг, работ или товаров, не превышающей ста тысяч рублей;
  5. Получения соответствующего положения, приказа или распоряжения от Правительства или Президента Российской Федерации;
  6. Приобретения услуг по проведению экскурсий, репетиторству и т. д.;
  7. Покупки транспортных услуг или средств для помощи и деятельности Вооруженных Сил, перевозки военной техники или военнослужащих в случаях угрозы безопасности государству, восстановления мира и т. д.;
  8. Для защиты интересов в случаях разбирательств в международных судебных органах и арбитражах, в которых участвует Российская Федерация;
  9. Если товар, услуги или работы будут использованы в области деятельности естественных монополий и центрального депозитария;
  10. Закупки Федеральными органами исполнительной власти, по разрешению Правительства РФ, акцизных марок для алкогольной и табачной продукции;
  11. Приобретения техники, не имеющей аналогов;
  12. Если закупка производится государственными или муниципальными учреждениями в области культуры;
  13. Для осуществления деятельности органов по государственной охране;
  14. Покупки товаров или услуг, которые могут выполнить только местные органы исполнительной власти;
  15. Покупки товара, созданного, оформленного или модернизированного на территории России;

Согласно второму пункту, заказчик обязан за 5 дней до заключения контракта с поставщиком оформить всю информацию о закупке в единой информационной системе. Клиент не должен составлять извещение о покупке, в случае если информация составляет государственную тайну.

В третьем пункте написано, что если клиент выбрал одного подрядчика, то обязан обосновать свои действия в документе. При составлении контракта он описывает законные причины или ситуации, мешающие ему выбрать другие способы осуществления закупки.

Обязательно должны быть оформлены сведения о цене и существенные условия и обязательства сторон. Ознакомьтесь с основными положениями Федерального закона №143 В четвертом пункте написано, что в контракте обязательно должен быть расчет стоимости купленного товара, услуг или работ.

Скачать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно Скачать 93 статью Федерального закона N 44 «О контрактной системе в сфере закупок» можно

5.

Уведомление о подписании контракта с ЕП

В некоторых случаях заказчик заключает контракт с ЕП после уведомления контролирующего органа. Рассмотрим эти случаи. Случай №1. Закупка работ или услуг у исполнителя, которым может быть только орган исполнительной власти обладающий соответствующими полномочиями или подведомственным унитарным предприятием или учреждением.

Случай №2. Закупка товаров, работ или услуг необходимых для ликвидации последствий аварии, иных ЧП природного или техногенного характера, либо для оказания неотложной медицинской помощи. Но есть одна оговорка: при условии, если указанные ТРУ не включены в перечень утвержденный Правительством РФ необходимых для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧС, при этом применение других способов закупок нецелесообразно из-за больших временных затрат.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс.

рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. Важно: закупки на сумму до 300 тыс.

рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п.

4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  1. Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  2. В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.
  3. Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.

3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой. В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ст.3.6 223-ФЗ).

Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.

Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс.

рублей. Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика.

В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам. В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС (zakupki.gov.ru).

Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст.