Росприроднадзор


Напоминаем о необходимости предоставления отчетности за 2019 год по статистическим формам в следующие сроки:2-ТП (отходы) – 01.02.2020,2-ТП (воздух) – 22.01.2020,2-ТП (рекультивация) – 01.02.2020.Сообщаем, что 25.12.2019 запланирован запуск нового электронного личного кабинета природопользователя (далее – ЛКП), с помощью которого должны быть внесены статистические данные, предусмотренные формами: 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, отработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства» (утверждена приказом Росстата от 19.08.2019 № 459), 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» (утверждена приказом Росстата от 08.11.2019 № 661), 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» (утверждена приказом Росстата от 29.12.2019 № 676). До 01.01.2020 пользователи смогут заходить в ЛКП и заполнять черновые варианты отчетов.

С 01.01.2020 откроется возможность подачи в систему. Для заполнения отчетов 2-ТП (отходы) предусмотрена возможность зарегистрироваться в ЛКП физическому лицу через персональную электронную почту, сформировать отчет и отправить в электронном виде в соответствующий территориальный орган а. После отправления отчета в системе будет доступен функционал подачи заявления по форме 2-ТП (отходы) в бумажном виде (распечатать), которое можно будет сдать в территориальный орган а.

При подаче заявления, совпадение данных в бумажном варианте и данных в системе будет означать прохождение регламентированного арифметическо-логического контроля.

Для заполнения отчетов по формам 2-ТП (воздух) и 2-ТП (рекультивация) необходима авторизация через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).

При этом юридическому лицу в своей учетной записи ЕСИА следует выдать права на работу в ЛКП соответствующему персоналу, отвечающему за формирование отчетности.

После этого, пользователю будет доступен функционал просмотра объектов негативного воздействия и отправка отчета по формам 2-ТП (воздух) и 2-ТП (рекультивация).Прием указанной отчетности по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия осуществляется Енисейским межрегиональным управлением а (Красноярский край, 660049, г.

Красноярск, ул. Карла Маркса, 62).

Итоги

Все юрлица и физлица-предприниматели, на балансе которых находятся функционирующие стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, должны регулярно подавать данные в отделение Росприроднадзора.

Сведения представляются ежегодно по форме 2-ТП (воздух). Также будет полезно ознакомиться с порядком уплаты экологического сбора.

Информацию о плательщиках вы узнаете из статьи . Советуем прочитать Последнее с форума

Уведомление о предоставлении отчетности по форме 2-ТП (воздух)

Форму заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.Форма статистической отчетности № 2-ТП (воздух) утверждена приказом Приказ Росстата от 08.11.2018 N 661″Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха«.В открывшейся форме год, Орган Росприроднадзора, которому предоставляется этот отчёт и сведения об организации заполняются автоматически. При необходимости можно внести изменения.

Сохранение изменений происходит по нажатию на кнопку «Сохранить» . Чтобы отменить создание или еще не сохраненные изменения в отчете нажмите кнопку «Отмена» .1.4.

Автоматически, на основе существующих в модуле расчётов платы за НВОС, переносятся вещества и данные по ним.

При необходимости можно отредактировать эти данные.

Ниже представлена таблица с описанием методов переноса данных из расчётов платы за НВОС и заполнения таблицы с отчётом

Кто сдает в 2020 году

Отчетность по данной форме должны сдавать юридические лица и индивидуальные предприниматели в том случае, если объемы разрешенных выбросов по всем разновидностям и объектам составляют от 10 тонн в годовой период.

Еще один случай, когда требуется подача документа – выброс в 5-10 тонн включительно, если в выбросах присутствуют вещества, относящиеся к первому и второму классу опасности. Организации, у которых выбросы отсутствуют или имеются в меньших объемах, документ не подают, что прописано в .

Кто сдает форму 2-ТП (воздух)

Форма № 2-ТП (воздух) (годовая) «Сведения об охране атмосферного воздуха» должна ежегодно предоставляться субъектами предпринимательской деятельности в территориальное отделение Росприроднадзора.

Данный отчет заполняют и сдают организации и ИП, деятельность которых связана с использованием стационарных источников, загрязняющих атмосферу (включая котельные). Крайний срок сдачи документа – 22 января года, следующего за отчетным.

Статистический отчет обязаны подавать субъекты, которые в процессе своей работы загрязняют воздух опасными веществами в следующих объемах:

  1. от 5 до 10 тонн в год при условии, что в составе выбросов присутствуют вещества 1-го и 2-го класса опасности.
  2. более 10 тонн в год по всем объектам;

Отчитываться предприятия и ИП должны даже по тем объектам, где установлено очистное оборудование. Если объекты негативного воздействия расположены в разных регионах РФ – заполненную форму надо подавать по месту учета каждого такого объекта.

Организации и предприниматели, которые не производили вредные выбросы в течение года или производили их в меньших объемах, чем указано выше, подавать форму 2-ТП (воздух) не должны. Об этом сказано в письме Росприроднадзора от 16.01.2019 № РН-03-01-31/1722. Юридические лица, которые временно не осуществляли деятельность в течение некоторой части отчетного периода, предоставляют отчет на общих основаниях.
Юридические лица, которые временно не осуществляли деятельность в течение некоторой части отчетного периода, предоставляют отчет на общих основаниях. При этом в документе надо указать, с какого именно времени предприятие не работает.

Фирмы-банкроты не освобождаются от сдачи формы 2-ТП (воздух) до момента их ликвидации. Также ее должны подавать в общем порядке подразделения иностранных компаний, расположенные на территории РФ.

Спорный момент: кто должен сдавать форму № 2-ТП (воздух)

Что было раньше?

До 2020 г. форму № 2-ТП (воздух) сдавали организации, стационарные источники которых выбрасывали в атмосферу: • более 10 т загрязняющих веществ в год; • от 1 до 10 т загрязняющих веществ в год включительно, если в составе выбросов присутствовали загрязняющие вещества I и (или) II классов опасности. Новые требования и спорная ситуация В ноябре 2020 г.

вышел Приказ № 661, согласно которому форму № 2-ТП (воздух) должны сдавать организации, у которых есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при этом выполняется одно из двух условий: • объем разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС превышает 10 т в год; • объем разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС составляет от 5 до 10 т в год включительно и в составе выбросов есть загрязняющие вещества I и (или) II классов опасности. Требования изменились, и они были понятны. Однако в январе 2019 г. Росприроднадзор выпустил письмо № РН-03-01-31/1722, и в нем указано, что объемы разрешенных выбросов, по которым непосредственно определяется необходимость сдавать форму № 2-ТП (воздух), относятся не к каждому объекту по отдельности, а ко всем объектам НВОС юридического лица или индивидуального предпринимателя в целом.

Какие здесь возникают сложности, разберем на примере.

Пример 1 Допустим, у предприятия есть 4 объекта НВОС со следующими объемами выбросов: • объект № 1 — 3,6 т/год; • объект № 2 — 1,5 т/год; • объект № 3 — 2,8 т/год; • объект № 4 — 2,5 т/год.

Согласно Приказу № 661 этому предприятию не надо сдавать форму № 2-ТП (воздух), потому что объем выбросов по каждому объекту не превышает 10 т в год. Однако согласно письму № РН-03-01-31/1722 отчитываться по форме № 2-ТП (воздух) все-таки нужно, т.к. суммарный объем выбросов по объектам превышает 10 т в год: 3,6 + 1,5 + 2,8 + 2,5 = 10,4.
суммарный объем выбросов по объектам превышает 10 т в год: 3,6 + 1,5 + 2,8 + 2,5 = 10,4.

Отчетность по форме № 2-ТП (воздух) за 2019 год: вопрос открыт Письмо-разъяснение, которое появилось в разгар отчетной кампании за 2020 г., противоречит выпущенному ранее Приказу.

В результате возникшей ситуации многие организации не представили отчет либо сдали его после нормативного срока (22 января). Вопрос о том, как правильно определять, надо ли отчитываться по форме № 2-ТП (воздух), на момент подготовки статьи остается актуальным.

Поскольку письмо не является нормативным правовым актом, справедливо полагать, что больший вес имеет Приказ. Однако до отчетной кампании рекомендуем проконсультироваться в территориальном органе Росприроднадзора, нужно ли сдавать отчет по форме № 2-ТП (воздух), если ваша ситуация аналогична той, что описана в примере 1.

Популярное

Декретный отпуск Выплаты персоналу НДФЛ Страховые взносы ПФР Декретный отпуск Пенсионеры Декретный отпуск Пенсионеры, Транспортный налог Экологические платежи УСН Пенсионеры Пенсионеры НДФЛ Пенсионеры Выплаты персоналу Современный предприниматель Налоги и учет для малого бизнеса © 2006 — 2020 Все права защищены. При полном и частичном использовании материалов, активная ссылка на spmag.ru обязательна, при условии соблюдения .

1. Общая информация: экологическая отчетность 2019

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать .

Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора.

Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2020 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2019 года.

До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов.

При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности.

Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух.

Ее форма тоже пока отсутствует. Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2019 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами.

Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г.

N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

Раздел 4

Эта часть документа предназначена исключительно для юридических лиц.

В ней прописываются данные о мероприятиях, которые направлены на сокращение количества вредоносных выбросов. В частности, на практике фиксируются следующие данные:

  1. о мерах, которые были приняты в целях сокращения объема выбросов (их названиях, кодах, понесенных расходах);
  2. о сокращении размера выбросов после организации мероприятий.

МСП-отчет по экологии: образец

В соответствии с п. 7 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (утв.

Приказом Минприроды от 16.02.2010 № 30) отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим организациям и ИП, полученных от других организаций и ИП или физлиц, а также размещенных отходов.

  1. баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим организациям и ИП, полученных от других организаций и ИП или физлиц, размещенных отходов за отчетный период;
  2. приложения.
  3. общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;
  4. сведения об организациях и ИП, которым в отчетном периоде были переданы отходы;

Ответственность за нарушение порядка представления

Если статистическую форму 2-ТП (воздух) не представить или представить с опозданием либо указать в ней недостоверные данные, то организация и ее должностные лица, а также индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ст.

2.4, 13.19 КоАП РФ:

  1. штрафу для должностного лица и ИП в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для организации — от 100 тыс. до 150 тыс. руб. при повторном правонарушении.
  2. штрафу для должностного лица и ИП в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для организации — от 20 тыс. до 70 тыс. руб., если правонарушение совершено впервые;

Чтобы не попасть на штраф и точно узнать, когда и какие статистические формы нужно представить контролирующим органам, воспользуйтесь специализированным сервисом Росстата. Ссылка на него приведена в статье .

Изменение: из чего состоит отчет

Рассмотрим еще два изменения, которые коснулись отчета по форме № 2-ТП (воздух).

Согласно Приказу № 661 теперь форму № 2-ТП (воздух) надо заполнять не по предприятию в целом, а по каждому объекту НВОС. При этом возможны два варианта: • если объекты НВОС находятся в одном регионе, то сдается один отчет, который включает несколько экземпляров каждого раздела (по числу объектов) и только один титульный лист; • если объекты НВОС находятся в разных субъектах, то и отчетов готовится несколько (по числу объектов). Затем отчеты сдают в территориальные органы Росприроднадзора, в которых объекты были поставлены на учет.

Дублировать отчеты в органы Росстата не нужно.

Раздел 2

Как уже отмечалось, этот пункт заполняется исключительно предприятиями. Он содержит информацию о вредных веществах за исключением газ угарного, двуокиси серы, азота оксида.

Регламент, на который нужно ориентироваться в процессе заполнения данных – . В нем отражаются следующие данные:

  1. объем загрязнений, которые были выброшены в атмосферу.
  2. кодовое обозначение вещества с наименованием;

Как правильно заполнить и сдать отчетность по форме 2-ТП (воздух)

Поэтому уточнять кому и когда сдавать форму 2-ТП нужно по месту нахождения организации или предпринимателя.Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет. 2.В Управление Росприроднадзора, либо орган регионального экологического контроля, или также как в органы Госстатистики, возможно предоставляют сведения все юридические лица (обособленные подразделения) и индивидуальные предприниматели вне зависимости от величины годового объема выброса или только объекты федерального надзора.

Как заполняется отчет по форме 2-ТП (воздух)

Полное наименование респондента приводится в адресном блоке отчета.

При этом оно должно строго совпадать с указанным в актуальной учредительной документации компании. После полного названия компании следует вписать, если есть, сокращенный вариант (в круглых скобках). ИП указывает свою фамилию, имя и отчество.

Для заполнения 2-ТП воздух используются данные первичного учета. Кроме фактических данных, которые отражаются в первичной документации, разрешено использовать для заполнения статистических сведений отраслевые нормы.

В отчете отражаются сведения по улавливаемым, утилизируемым (либо используемым) и выбрасываемым в атмосферу веществам, загрязняющим ее.

ВАЖНО! В форме 2-ТП воздух учитываются выбросы в атмосферу, производимые исключительно стационарными источниками загрязнения.

ИП потребуется заполнить только раздел 1 и графу 1 из раздела 3. В учет не берутся также вещества, используемые в дальнейшем в технологических производственных процессах, которые выделяются вместе с газами. Примером служат техпроцессы по извлечению оксида углерода, выделяемого с доменным газом в черной металлургии.

Это вещество впоследствии используется в качестве топлива.

То есть учитываются только те выбросы, которые не были уловлены специальными адсорбирующими установками из-за особенностей технологического процесса или негерметичности оборудования. Если в отчетный период произошла реорганизация либо другое изменение структуры организации-респондента, данная информация в обязательном порядке отражается в пояснении, которое прикладывается в форме отчетности. В статистической отчетности 2-ТП воздух приводятся данные обо всех попавших в атмосферу загрязняющих веществах (за исключением СО2, О3 и радиоактивных веществ) и аспирационном воздухе из стационарных источников, производящих выбросы.

Количество выбросов (в т. ч. в результате аварийных ситуаций) определяется путем замеров, выполненных специнструментами, и расчетов на основании утвержденных нормативов. О том, как разрабатываются указанные выше нормативы, читайте в нашей статье . Считаются все выбросы, произведенные:

  1. из организованных стационарных источников (труб, вентиляционных шахт);
  2. неорганизованных источников загрязнения (горящих терриконов, резервуаров с накопленными в результате аварии газами/жидкостями и т. д.).

Внося данные в отчетность, необходимо следить, чтобы:

  1. при вписывании данных в графы учитывалась указанная вверху страницы значность показателя;
  2. разделы были заполнены по каждому эксплуатируемому объекту негативного воздействия;
  3. был проставлен код объекта негативного воздействия, присвоенный при постановке на учет.
  4. были заполнены все графы (если для той или иной строки нет данных, обязательно ставится прочерк), за исключением случаев, когда данных нет ни для одной графы;

6.

Плата за ТКО и обращение с отходами

Согласно статье 16.1, теперь за размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, до 1 мая 2020 года – заключить соглашения с региональными операторами и до 1 июля 2020 года направить предложения об установлении единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. Но в конце декабря 2020 года в ст.

29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО. Так, городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона.

Остальным регионам позволили, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора, на год присвоить статус регионального оператора без проведения конкурса любому другому оператору, ГУП или МУП, которые имеют соответствующую лицензию. Отсрочка перехода на новую систему продлевается до 1 января 2020 года. Во многих субъектах реформа обращения с отходами провалена либо не уложилась в установленные сроки, в связи с чем данные переходные положения и вводятся.

Однако в других регионах успели выбрать региональных операторов.

Многие из них начали свое действие в течение 2020 года. Следовательно, в этих регионах плата за НВОС за 2020 год уже должна рассчитываться по новым правилам.

Так, если с начала 2020 года предприятие имело договор на вывоз отходов с одной из лицензированных организаций и размещало отходы на полигоне, и в какой-то момент в регионе был выбран региональный оператор, предприятие должно было заключить с ним контракт в обязательном порядке. В итоге образованные на объекте отходы, относящиеся к ТКО, в первой части года вывозились обычным транспортировщиком, соответственно, предприятие-собственник объекта ОНВ обязано за данные объемы ТКО внести плату за НВОС.

После заключения контракта с региональным оператором за образованные на объекте объемы ТКО платит уже региональный оператор. При этом нужно иметь в виду, что далеко не все отходы, которые мы привыкли считать бытовыми, относятся к ТКО согласно каталогу ФККО, и каждый раз необходимо сверять их номенклатуру.

Кроме того, согласно закону, при размещении отходов на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, плата за размещение отходов не взимается. Однако ни один из существующих полигонов ТКО пока не подтвердил отсутствие негативного воздействия. Помимо этих новшеств, с 1 января 2020 года при расчёте платы вводятся дополнительные коэффициенты согласно статье 16.3: То есть, для объектов I и II категории с 2020 года необходимо будет «умещаться» в установленные технологические нормативы, НДВ, НДС, ВСВ, ВСС, чтобы не платить за НВОС в 25-кратном и 100-кратном размере.

Напомним, что объекты I категории должны внедрить НДТ и подать заявку на КЭР до конца 2022 года (для списка 300 объектов) или до начала 2025 года. Объекты II категории уже могут начинать составлять декларацию ОВОС, а чтобы не платить в 25-кратном и 100-кратном размере, нужно указывать в декларации реальные объемы и массы.

Форма № 2-ТП (отходы): все по-новому

За 2019 г. организациям предстоит сдавать всерьез обновленную форму № 2-ТП (отходы). Приказ Росстата от 19.08.2019 № 459 (далее — Приказ № 459) внес так много изменений, что практически можно говорить о новой форме.

Поменялось даже ее название: исключено «транспортирование», добавлены «обработка» и «утилизация». Список тех, кто должен сдавать форму № 2-ТП (отходы), состоит из трех групп респондентов: организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут деятельность в области обращения с отходами, операторы и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО).

При этом наибольший вопрос в настоящий момент вызывают требования к заполнению отчета.