Права представителя несовершеннолетнего


Не менее важно заранее узнать и права законного представителя несовершеннолетнего на допросе. Ими могут быть педагоги и воспитатели ребенка. Основные их права на допросе у следователя или в зале суда:

  1. Знакомиться с постановлением о применении меры пресечения;
  2. Присутствовать на всех допросах несовершеннолетнего;
  3. Участвовать во всех проводимых следствием мероприятиях или процедурах, в которых принимает участие несовершеннолетние.
  4. Знакомиться с протоколом допроса, задержания;

Кроме того, представитель подростка должен проконтролировать, что подростку понятны:

  • Его права и обязанности.
  • Значение его показаний для следствия;
  • Правила проведения допроса;

А также, проконтролировать, что на подростка не оказывается давление со стороны следователя, прокурора или адвоката обвиняемого. Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города.

Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем. Телефон в Москве и Московской области: +7 (499) 653-79-33 Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 332-54-12 Бесплатная горячая линия по всей России: 88006003901

Другие приемы

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации.

Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием.

Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УПК РФ

  1. «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключительно на лиц, совершивших деяния, содержащие признаки составов преступлений, предусмотренных статьей 193, частями 1 и 2 статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо они распространяются и на лиц, совершивших любое иное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом Российской
  2. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)
  3. «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»

Список литературы

  • Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за первое полугодие 2010 года / Электронный ресурс, URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/283625/, дата обращения – 15.04.2014.
  • Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): Учебное пособие, 2005. (URL: Allpravo.Ru).
  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 №1 «О судебной практики применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // «Российская газета».

    – 2011. – 11 февраля. – № 29.

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.

    № 174-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 05 декабря 2001 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 03 февраля 2014 г. № 7-ФЗ // Российская газета. – 2001.

    – 22 декабря. – № 249.

  • Кассационное определение Верховного суда Российской Федерации от 04 августа 2010 года № 81-О10-85 / СПС Консультант Плюс, дата обращения – 15.04.2014.
  • Дорофеева В.Ю. Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего // Вопросы ювенальной юстиции, 2008.

    № 4 (18). (URL: http://juvenjust.org/index.php?showtopic=968)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года/ Электронный ресурс, URL: http://ппвс.рф/2013/obzor-sudebnoy-praktiki-vs-rf/2013.11.20-vtoroy%20kvartal, дата обращения – 15.04.2014.
  • Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 781 с.
  • Руководство по расследованию преступлений: научно-практическое пособие / отв.

    ред. А.В. Гриненко. – 2-е изд., пересмотр.

    и доп. – М.: НОРМА, 2008. – 768 с.

Содержание статьи

Допрос подозреваемого, возраст которого не достиг 18 лет, проводится согласно статье 425 УПК РФ. Согласно тексту документа, длительность допроса не должна превышать 2 часов подряд, или не дольше 4 часов за день в совокупности.

Длительность допроса определяется следующими факторами:

  1. общим самочувствием и показателями здоровья.
  2. возрастом подозреваемого;
  3. психологическим статусом;

Продолжительность проведения следственных мероприятий с участием ребёнка колеблется в зависимости от возраста и регулируется ч.

1 ст. 191 УПК РФ. Учитывая психологическое развитие детей, рекомендуется проводить допрос в привычном для него окружении, например, в школьном классе или в группе детского сада. Практика показывает, что желательно, чтобы следователь был того же пола, что и рёбенок, особенно это важно при правонарушениях против неприкосновенности.

Практика показывает, что желательно, чтобы следователь был того же пола, что и рёбенок, особенно это важно при правонарушениях против неприкосновенности.

Лица, которым разрешено присутствовать на допросе:

  • Защитник.
  • Педагог или психолог.
  • Законный представитель.

Во время допрашивания несовершеннолетнего обязательно присутствие защитника, педагога или психолога. Адвокату позволено знакомиться с материалами расследования и делать замечания.

Возможность присутствия родителей решается следователем исходя из интересов ребёнка, это означает, что не всегда родители присутствуют на допросе. Выбор между педагогом или психологом решается на основании возраста подозреваемого, его психического статуса. Пример, при допросе малолетнего ребёнка, которому 3-4 года, лучше пригласить педагога из детского сада, а при допросе младших школьников или подростков — преподавателя, ориентирующегося в особенностях подростковой психики.

Психолог или педагог могут задавать уточняющие вопросы подозреваемому, просматривать протокол допроса и кратко указывать замечания в записке.

Повестка о вызове на допрос направляется лично несовершеннолетнему, но получают её родители либо руководитель учреждения, где находится ребёнок.

Законные представители несовершеннолетнего обязаны обеспечить явку на допрос.

В случае уклонения от явки возможен принудительный привод подозреваемого.

Педагог или психолог

В ч. 1 ст. 191 УПК РФ законодатель представляет следователю альтернативу, не уточняя, представителя какой именно профессии – педагога или психолога – следует приглашать на допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего младше 16 лет, а также достигшего этого возраста, но имеющего психические отклонения. Однако уже в ч. 4 этой же статьи УПК четко говорит о том, что участие психолога обязательно, если речь идет о допросе несовершеннолетнего:

  1. от 16 до 18 лет, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии;
  2. любого возраста в случае, если допрос проводится по делу о преступлении против половой неприкосновенности.
  3. младше 16 лет;

Таким образом, во всех обозначенных случаях на допросе должен присутствовать психолог, а участие педагога обеспечивается по усмотрению следователя.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УПК РФ

  1. «По запросу суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности части второй статьи 57 и части пятой статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
  2. (утв. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 28.11.2019)
  3. «По делу о проверке конституционности положений статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в связи с жалобой гражданки А.»
  1. Подписывайтесь на наш канал в >>>

КОДИФИКАЦИЯ РФ © 2015-2019. Все права защищены.

Как проходит допрос

Чтобы допрос несовершеннолетнего прошел с наибольшей эффективностью, важно уделить внимание месту его проведения и подготовке.

Перед следователем встает ряд вопросов:

  • Где лучше провести допрос — в месте производства следствия или в знакомой ребенку обстановке. В решении такого вопроса отталкиваются от возраста несовершеннолетнего. Для малышей отдают предпочтение знакомой обстановке, а для подростков от 14 до 16 лет — наоборот. В некоторых ситуациях допустим допрос на месте происшествия: это делается по прошествии большого количества времени после события или чтобы установить точные детали.
  • Составить психологический портрет несовершеннолетнего. Для того чтобы установить психологический контакт с подростком, следователь может до допроса пообщаться с родителями, педагогами. Узнать круг общения, интересы.
  • Выбрать день и время для допроса. В связи с особенностями детской психики, допрос следует провести как можно скорее. На впечатления от происшествия накладываются новые события, которые со временем вытесняют из памяти прошлые, а особенно, неприятные воспоминания. Также это важно, чтобы ребенок не поддался влиянию взрослого, который имеет выгоду от искажения события.

В отношении подготовки к допросу несовершеннолетнего важно, чтобы следователь спланировал свое время. Для ребенка недопустимо ожидание в коридоре. Законом установлены ограничения по времени допроса.

Подростка с 14 лет нельзя допрашивать более 4 часов в день. Ребенка до семи лет нельзя допрашивать без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа. Ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет разрешено допрашивать в течение часа, а с перерывом — не более двух часов.

Сведения, которые получены в ходе допроса, фиксируют в протоколе.

По окончании все участники допроса имеют право ознакомиться с документом, внести правки. Сама процедура должна фиксироваться на видео, но при отказе ребенка или родителя этого не произойдет.

Судебная практика по статье 425 УПК РФ:

  1. Судом не дана оценка ряду доказательств с точки зрения их допустимости. Не учтено, что несовершеннолетний Арнольдов допрашивался с нарушением требований ст. 425 УПК РФ, на него оказывалось воздействие со стороны оперативных сотрудников. Приговор основан на недопустимых доказательствах, которые необоснованно не исключены судом из перечня доказательств.
  2. Полагает, что все его показания на предварительном следствии являются недопустимыми доказательствами, поскольку он как лицо состоящее на учете у психиатра, допрошен был в нарушение требований ст. 425 УПК РФ без психолога и педагога. Его показания в судебном заседании которые подтвердили Кузин и Ханаев, необоснованно отвергнуты судом. С учетом этого считает приговор незаконным и несправедливым.
  3. Допрос Искакова Э.Р произведен с соблюдением требований ст. 46, 425 УПК РФ, Искаков ЭР., его законный представитель и защитник не возражали против проведения следственного действия в такое время.

+Еще.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность.

Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова. Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого – родители, усыновители, опекуны.
Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого – родители, усыновители, опекуны.

Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

Комментарий к Статье 425 УПК РФ

1.

В большинстве случаев под допросом здесь понимается именуемая так («допрос») разновидность следственного действия, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса.

Допрос, о котором упоминается в ч. ч. 1 — 5 к.с., — это прежде всего допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на стадии предварительного расследования.

2. Не только требования к.с. должны учитываться при проведении подобного рода допросов.

Все иные положения, регулирующие основания, условия, сроки, форму и процедуру производства допроса подозреваемого (обвиняемого), не оговоренные в к.с., касаются и допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

3. Участвуя в допросе, защитник несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе задавать допрашиваемому вопросы. Между тем при наличии к тому фактических оснований данные вопросы следователем (дознавателем и др.) могут быть отведены.

4. Законодатель прямо не определил, какие вопросы защитник вправе задавать допрашиваемому несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), а какие — нет. Между тем редакция ч. 2 ст. 53 УПК РФ позволяет говорить о том, что задаваемые защитником вопросы должны преследовать цель — оказание юридической помощи его подзащитному.

Именно заданный, бесспорно, не с этой целью вопрос подлежит отводу. И еще одно ограничение, касающееся содержания задаваемых защитником вопросов. Безусловно, требование запрета наводящих вопросов, закрепленное в ч.

2 ст. 189 УПК РФ, как одно из общих правил проведения допроса распространяется и на вопросы, исходящие от защитника. ——————————— Об общих правилах проведения допроса см. подробнее: Рыжаков А.П. Общие требования к порядку производства допроса.

Комментарий к ст. 189 УПК РФ. М., 2004. 5. Когда в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеется заболевание, нарушающее нормальные функции его мозговых центров и (или) нервной системы, допрос такого несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться с участием педагога или психолога.

М., 2004. 5. Когда в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеется заболевание, нарушающее нормальные функции его мозговых центров и (или) нервной системы, допрос такого несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться с участием педагога или психолога. 6. Участие педагога или психолога обязательно также при допросе достигшего возраста 16 лет (как, впрочем, и не достигшего этого возраста) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), «отстающего в психическом развитии». 7. Для того чтобы участие педагога (психолога) по данному основанию было обязательным, достаточно, чтобы в материалах уголовного дела имелись какие-либо (любые) доказательства, указывающие на отставание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в умственном развитии.

Педагог (психолог) в этом случае должен приглашаться для участия в допросе и до того, как будет проведена специальная судебная экспертиза, которая с большей степенью вероятности установит факт отставания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в психическом развитии. 8. Наличие психического расстройства и отставание в психическом развитии — это самостоятельные разновидности недостатков (изъянов, определенного рода несовершенств), которые могут быть у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Из ч. 3 к.с. следует, что следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить участие педагога или психолога в допросе достигшего 16-летнего возраста, страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами .

——————————— См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 года N 1

«О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»

// Бюллетень Верховного Суда РФ.

N 4. 2011. 9. Уголовно-процессуальное понятие «педагог» нами охарактеризовано в комментарий к ст. 191 УПК РФ. Осталось выяснить, кто такой психолог? В качестве психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может выступать лишь психолог по образованию, работающий по специальности все равно в каком учреждении.

В законе отсутствует запрет приглашать для участия в следственном действии в качестве психолога — психолога по должности, работающего в правоохранительных органах.

Между тем мы бы не рекомендовали приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) такого рода психологов. 10. Участие педагога (психолога) в случаях, перечисленных в ч.

3 ст. 425 УПК РФ, должно быть безусловным. Обязанность обеспечить участие педагога (психолога) в допросе соответствующего несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) возлагается на следователя (дознавателя и др.), а на судебных стадиях — на суд вне зависимости от простоты или же сложности предварительного расследования, наличия или же отсутствия соответствующего ходатайства, а равно согласия на то подзащитного или же его законного представителя, а также обычно независимо от того, какова тяжесть совершенного подзащитным преступления (общественно опасного деяния). 11. Таким образом, закрепленное в ч.

4 к.с. положение касается не случаев, когда допросу подвергается несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), не достигший возраста 16 лет либо достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством и (или) отстающий в психическом развитии, как считают некоторые процессуалисты . Правило, согласно которому

«следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе»

, прежде всего относится ко всем остальным случаям допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Для участия же в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет, так же как и достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии, педагог (психолог) приглашается вне зависимости от поступления к следователю (дознавателю и др.) каких-либо ходатайств, не только по инициативе последнего, но и в связи с возложенной на него обязанностью. ——————————— См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу.

М.: Экзамен XXI, 2002. С. 584; и др. 12. Разъяснение педагогу (психологу) его прав обязательно должно иметь место.

Однако в к.с. законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться указанное разъяснение. В этой связи любую форму разъяснения, как письменную, так и устную, следует считать правомерной. Причем следует иметь в виду: какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав ни имела места, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч.

Причем следует иметь в виду: какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав ни имела места, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч. 5 к.с. 13. Исходя из содержания закрепленных в ч.

5 и ч. 6 к.с. правил, педагог (психолог) наделен правом знакомиться с протоколом.

Данное правовое положение позволяет говорить о праве участвующего в допросе несовершеннолетнего подсудимого педагога (психолога) по крайней мере на ознакомление с той частью протокола судебного заседания, в которой отражены показания допрошенного с его участием несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого).

Хотя вполне резонно замечание, что в законе такое ограничение прав педагога (психолога) прямо не прописано.

И трудно что-либо педагогу (психологу) возразить, если он, сославшись на ч. 5 и ч. 6 к.с., заявит требование об ознакомлении его со всем протоколом судебного заседания.

14. См. также комментарий к ст.

ст. 9, 16, 46, 47, 50, 53, 92, 173, 187 — 191 УПК РФ . ——————————— Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

УПК РФ. М., 2005; Рыжаков А.П.

Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): Науч.-практ. руководство. М.: Экзамен, 2007.

Имеют ли право допрашивать в 16 лет без родителей?

Статья 280.

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 37] [Статья 280] 1.

При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.

2. До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись. 3. Педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю. 4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому.

Допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя. 5. Перед допросом потерпевших и свидетелей, не достигших возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.

6. В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы. 7. По окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

Статья 425. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 50] [Статья 425] 1.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. 4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.